Лы́жи - приспособление для перемещения человека по снегу . Представляют собой две длинные (150-220 сантиметров) деревянные или пластиковые планки с заострёнными и загнутыми носками. Лыжи крепятся к ногам с помощью креплений, в настоящее время для использования лыж в большинстве случаев необходимы специальные лыжные ботинки. На лыжах перемещаются, используя их способность скользить по снегу.

История

На юге Кольского полуострова использовали лыжи неравной длины, причем короткой лыжей отталкивались, используя для равновесия одну палку, в то время как древние жители Скандинавии передвигались на лыжах одинаковой длины. Основатель Норвегии легендарный Нор пришел к фьордам по «хорошей лыжне» .

Лыжи были изобретены северными народами в процессе миграции в области с холодным климатом и долгой зимой. Для выживания людям было необходимо передвигаться по снегу, порой очень глубокому (более метра). Скорее всего, сначала были изобретены снегоступы - приспособления, увеличивающие площадь опоры ног и тем самым предотвращающие проваливание под снег. Известны народы севера, на момент открытия их исследователями пользовавшиеся снегоступами, но не знавшие о лыжах. В процессе развития этого изобретения и появились лыжи. Появившиеся, судя по археологическим находкам, на Алтае и в районе озера Байкал лыжи-снегоступы были широко распространены до XVI века нашей эры. Но к этому времени уже использовались и лыжи скользящие. Епископ Олаф Великий в своей изданной в 1555 году в Риме книге «История северных народов» так описывал приемы зимней охоты лопарей: «Те из них, кто на лыжах ступает, служат загонщиками, те, кто скользит, бьют дубинами оленей, волков и даже медведей, потому что свободно их догоняют. Звери не могут быстро бежать по глубокому, проваливающемуся снегу и после утомительной и долгой погони делаются жертвой легко бегущего на лыжах человека» .

Второй возможный вариант возникновения лыж - их происхождение от саней. Лыжи похожи на облегчённые санные полозья.

Первоначально лыжи использовались по прямому назначению - для передвижения по глубокому снегу в лесу во время охоты, военных действий в зимних условиях и т. п.. Это и определяло их тогдашние пропорции - они были короткие (150 см в среднем) и широкие (15-20 см), удобные скорее для переступания, чем для скольжения. Такие лыжи сейчас можно увидеть в восточных районах РФ, где ими пользуются рыбаки и охотники. Иногда лыжи подбивались камусом (шкурой с ноги оленя), чтобы облегчить передвижение вверх по склону.

В конце XIX - начале XX века появился лыжный спорт - вид досуга , заключающийся в перемещении на лыжах на скорость или ради удовольствия. Появились лыжи с другими пропорциями, более подходящими для скоростного бега - 170-220 см длиной и 5-8 см шириной. Такие же лыжи стали применяться в армии. Примерно в это же время появились и лыжные палки, существенно облегчающие и ускоряющие передвижение на лыжах.

Постепенно лыжи полностью превратились в спортивный инвентарь и приняли знакомый вид.

Материалы и технологии

Изначально лыжи были деревянные, изготавливались из цельных досок и не блистали внешним видом. С началом развития лыжного спорта и технической революции на рубеже XIX-XX веков лыжи видоизменились. Помимо изменения пропорций, они стали изготавливаться из нескольких частей, для их изготовления стали применяться станки, появились лыжные фабрики. Это положение вещей сохранялось до появления пластических материалов, или пластика.

Некоторые пластические материалы обладают свойствами, полезными для лыж - не намокают, к ним не прилипает снег, лучше скольжение. Так появились сначала лыжи с пластиковым покрытием, потом целиком пластиковые лыжи.

В настоящее время внутренне устройство лыж может быть весьма сложным - индустрия спорта и производства спортинвентаря вкладывает большие деньги в научные исследования. В современных лыжах применяются различные виды пластика, древесины, композитных материалов, сплавов.

Для ухода за скользящей поверхностью лыж применяются лыжные мази .

Процесс скольжения и смазка

На скольжение лыжи влияют её упругость, профиль, текстура рисунка, температура и влажность снега, форма ледяных кристаллов, свойства снежной поверхности. Коэффициент трения скольжения запрессованного на основу лыжи полиэтилена по снегу находится в диапазоне 0,02-0,05. На скользящей поверхности формируется текстурный рисунок, чья шероховатость вообще-то рассчитана производителем на определённые погодные условия. В морозную погоду шлифовка на лыже самая тонкая, на мокрой лыжне - самая грубая. Задача состоит в получении тонкой, порядка 10 мкм, водяной плёнки между поверхностью лыжи и снегом, что в нормальных условиях является решающим фактором. Шлифовкой поверхности можно изменять зону контакта между снегом и лыжей в пределах 5-15 %, что, в свою очередь, влияет на толщину водяной плёнки.

Хотя пластик, применяемый для лыж, уже сам по себе несравнимо лучше скользит по снегу, чем дерево, с помощью смазки это свойство можно ещё значительно улучшить. В поверхность одной лыжи, по свидетельству изготовителя (CPS Austria Group), впитывается (растворяется в аморфной структуре UHMW-PE и наполнителе) около грамма скользящей смазки при 110 °С. Существуют десятки мазей от разных изготовителей. У полиэтилена поверхностное натяжение имеет коэффициент примерно 0,032 Н·м, у обычных парафиновых мазей 0,029 Н·м, у мазей с фтористыми добавками даже 0,017 Н·м, - эти добавки улучшают скольжение на мокрой лыжне, отталкивая воду, или уменьшая так называемое капиллярное всасывание при очень толстом водяном слое. Наилучшее скольжение лыжи - при нескольких градусах мороза (0-4 °С). Скольжение в этих условиях - больше гидродинамика , чем трение. Текстурный рисунок имеет аналоги в живой природе - акула мако способна взъерошивать чешую, перед нападением, создавая турбулентность на поверхности своего тела. Правда, этот эффект заметен при достаточно большой скорости лыжника, более 20 км/ч, и даёт прибавку в 1-2 км/ч. При дальнейшем охлаждении скольжение равномерно уменьшается - сокращается обеспечивающий скольжение водяной слой. Наконец, при снижении температуры ниже −15 °С эта плёнка вовсе не появляется, и при дальнейшем охлаждении трение между двух твёрдых поверхностей более резко, но равномерно растёт, - вследствие роста твердости снежных кристаллов. Выбор скользящей мази становится несколько проще - она должна быть твёрже снега.

Нанесение смазки - процесс, в котором любителям в повседневной жизни не стоит слепо следовать рекомендации на упаковке. Например, нанесение мази утюгом и циклевание оправдано, если смазка достаточно тугоплавкая и не поддаётся растиранию растиркой. Совет натирать щётками до «открытия рисунка текстуры» - больше маркетинговый ход производителя, призванный увеличить продажи, - при этом удаляется до 99 % мази; остающейся на лыже хватит на 5-15 км. Хотя результат заметен сразу, но только на очень больших скоростях, что важно скорее для профессионалов, и эффект этот полностью отсутствует на сильном морозе. К тому же профессионалы выбирают рисунок текстуры и тип пластика (десятки вариантов) под конкретную погоду (и то иногда ошибаются). Без натирания щётками ту же работу сделает снег через пару километров.

Простой способ оценить качество скольжения - съехать, не отталкиваясь, по лыжне с известного холма. Расстояние, до которого проедут лыжи, - объективный показатель пригодности смазки и метода её нанесения к конкретной погоде.

Горные лыжи

Горнолыжные крепления - эти специфичные крепления полностью фиксируют ботинок относительно лыжи, что необходимо для управления на больших скоростях, развиваемых спортсменами при спуске с гор. Характерная особенность этих креплений - способность освободить ботинок при критических нагрузках, чтобы предохранить человека от тяжёлых травм, переломов.

Помимо этих основных разновидностей, существуют редко встречающиеся варианты:

  1. Горнолыжные крепления телемарк - похожие на горнолыжные крепления, обладают специфичными свойствами, необходимыми для спуска в стиле телемарк .
  2. Крепления skitour - промежуточный вариант между жёсткими и горнолыжными креплениями, позволяют комфортно передвигаться по равнине, при этом ботинок прикреплён к лыже только носком, а также предоставляют возможность зафиксировать пятку для горнолыжного спуска. Обладают способностью освобождать ботинок при критических нагрузках, как и горнолыжные.
  3. Прыжковые крепления - модификация креплений для прыжкового спорта.

Народы, жившие в северных регионах планеты, очень давно задумались над созданием средства передвижения по глубокому снегу. Бескрайние снежные просторы затрудняли ходьбу, не позволяли быстро преодолевать расстояния между селениями. Да и на охоте сугробы мешали преследовать дичь. Древние люди испытывали острую потребность в удобных приспособлениях, которые помогли бы им уверенно чувствовать себя на снежном покрытии.

Самыми первыми лыжами стали примитивные снегоступы. Они представляли собой деревянные рамки овальной формы, обтянутые ремешками из кожи животных. Иногда такие приспособления плели из гибких прутьев. Скользить на подобных лыжах было невозможно, а вот переступать в них по глубокому снегу удавалось сравнительно легко. Предполагается, что первые снегоступы были использованы индейцами и эскимосами Северной Америки еще во времена палеолита. В Европе они не были широко распространены.

В пещерах Норвегии обнаружены наскальные изображения лыжников, выполненные около четырех тысяч лет назад. На рисунках можно разглядеть привязанные к ногам людей куски древесины. Археологические находки, сделанные в Скандинавии, позволяют предполагать, что скользящие лыжи впервые появились именно в этом регионе. Древние лыжи имели разную длину – правая была чуть короче и служила для отталкивания. Скользящую поверхность лыж древние умельцы отделывали кожей или мехом животных.

Из истории лыж

Использовались лыжи и в быту народов, населявших территорию современной России. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки, открытые в начале минувшего века на берегах Белого моря и Онежского озера. Массивные каменные глыбы сохранили изображения палеолитических охотников и рыболовов, к ногам которых были прикреплены лыжи скользящего типа. В Псковской области археологи отыскали фрагменты древних лыж, которым более трех тысяч лет.

Лыжи, очень напоминающие современный спортивный инвентарь, исследователи обнаружили при раскопках древнего Новгорода. Эти приспособления имели длину около двух метров; передние концы лыж несколько приподняты и немного заострены. В том месте, где должна располагаться нога лыжника, имеется утолщение и сквозное отверстие, через которое, очевидно, продевался кожаный ремень.

Искусство передвижения на лыжах очень ценилось у северных народов. Свидетельства тому можно отыскать в эпосе финнов, карелов, ненцев, остяков. Описывая подвиги богатырей, народные сказители нередко упоминают об их умении ходить на лыжах. Есть также упоминания о состязаниях лыжников, в ходе которых выбирались наиболее ловкие и быстрые охотники. Ходьба на лыжах для древних народов имела большое значение, ведь подобные навыки во многом определяли успех в охоте и процветание племени.

Осипенкова Таисия

Лыжи были изобретены северными народами в процессе миграции в области с холодным климатом и долгой зимой. Для выживания людям было необходимо передвигаться по снегу, порой очень глубокому(более метра). Скорее всего, сначала были изобретеныснегоступы - приспособления, увеличивающие площадь опоры ног и тем самым предотвращающие проваливание под снег. Известны народы севера, на момент открытия их исследователями пользовавшиеся снегоступами, но не знавшие о лыжах. В процессе развития этого изобретения и появились лыжи. Появившиеся, судя по археологическим находкам, на Алтае и в районе озера Байкал лыжи-снегоступы были широко распространены до XVI века нашей эры. Но к этому времени уже использовались и лыжи скользящие. Епископ Олаф Великий в своей изданной в 1555 году в Риме книге «История северных народов» так описывал приемы зимней охоты лопарей: «Те из них, кто на лыжах ступает, служат загонщиками, те, кто скользит, бьют дубинами оленей, волков и даже медведей, потому что свободно их догоняют. Звери не могут быстро бежать по глубокому, проваливающемуся снегу и после утомительной и долгой погони делаются жертвой легко бегущего на лыжах человека» .

Второй возможный вариант возникновения лыж - их происхождение от саней. Лыжи похожи на облегчённые санные полозья.

Первоначально лыжи использовались по прямому назначению - для передвижения по глубокому снегу в лесу во время охоты, военных действий в зимних условиях и т. п.. Это и определяло их тогдашние пропорции - они были короткие (150 см в среднем) и широкие (15-20 см), удобные скорее для переступания, чем для скольжения. Такие лыжи сейчас можно увидеть в восточных районах РФ, где ими пользуются рыбаки и охотники. Иногда лыжи подбивались камусом (шкурой с ноги оленя), чтобы облегчить передвижение вверх по склону.

В конце XIX - начале XX века появился лыжный спорт - вид досуга , заключающийся в перемещении на лыжах на скорость или ради удовольствия. Появились лыжи с другими пропорциями, более подходящими для скоростного бега - 170-220 см длиной и 5-8 см шириной. Такие же лыжи стали применяться в армии. Примерно в это же время появились и лыжные палки, существенно облегчающие и ускоряющие передвижение на лыжах.

Постепенно лыжи полностью превратились в спортивный инвентарь и приняли знакомый вид.

Изначально лыжи были деревянные, изготавливались из цельных досок и не блистали внешним видом. С началом развития лыжного спорта и технической революции на рубеже XIX-XX веков лыжи видоизменились. Помимо изменения пропорций, они стали изготавливаться из нескольких частей, для их изготовления стали применяться станки, появились лыжные фабрики. Это положение вещей сохранялось до появления пластических материалов, или пластика.

Некоторые пластические материалы обладают свойствами, полезными для лыж - не намокают, к ним не прилипает снег, лучше скольжение. Так появились сначала лыжи с пластиковым покрытием, потом целиком пластиковые лыжи.

В настоящее время внутренне устройство лыж может быть весьма сложным - индустрия спорта и производства спортинвентаря вкладывает большие деньги в научные исследования. В современных лыжах применяются

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Беговые лыжи - лыжи, позволяющие передвигаться по заснеженной местности на малые и средние расстояния (до 50 км) с высокой скоростью. Делятся на два больших класса: пластиковые лыжи и деревянные лыжи. Пластиковые лыжи, в свою очередь, делятся тоже на два больших подкласса: лыжи с насечкой и лыжи с гладкой колодкой (то есть гладкой средней частью лыжи). Лыжи с гладкой колодкой, в свою очередь, делятся ещё на два подкласса: предназначенные для классического стиля передвижения (когда лыжи двигаются параллельно одна другой в лыжне) и для конькового стиля, когда лыжник двигается по широкой снежной дороге, и его движения похожи на движения конькобежца.

Лы́жи - приспособление для перемещения человека по снегу. Представляют собой две длинные (150-220 сантиметров) деревянные или пластиковые планки с заострёнными и загнутыми носками. Лыжи крепятся к ногам с помощью креплений, в настоящее время для использования лыж в большинстве случаев необходимы специальные лыжные ботинки. На лыжах перемещаются, используя их способность скользить по снегу.

Горные лыжи - особая разновидность лыж, используемая для спуска с горных склонов и в горнолыжном спорте. Сначала для спортивного спуска с гор использовались обычные лыжи с полужёсткими креплениями. Прекрасный пример этого можно увидеть в фильме « Серенада солнечной долины ». Постепенно лыжи модифицировались. Одной из первых модификаций стала окантовка - снизу по краям к лыже прикрепляли заподлицо узкие (4-5 мм) металлические полосы. Это, во-первых, препятствовало стачиванию дерева лыж об фирн (жёсткий твёрдый снег, который часто образуется в горах, иногда с вкраплениями мелких ледовых кристаллов), а во-вторых, позволяло уверенней управлять лыжами.

Пластиковые лыжи с насечкой. Представляют собой лыжи с зазубринами (зацепами, засечками) в средней части лыжи в области лыжного ботинка. Являются очень хорошим инструментом фитнеса, но профессиональными спортсменами-лыжниками практически не применяются. Тем не менее, такие лыжи чрезвычайно популярны в развитых странах Европы и Америки. Приблизительно половина всех лыж, продающихся в западных странах, - это лыжи с насечкой.

Для конькового стиля передвижения. Коньковый стиль передвижения требует чуть более высокого уровня физической подготовки по сравнению с классическим стилем. Не случайно большинство гуляющих на лыжах по лесу людей используют именно классический стиль передвижения - он проще, демократичнее, менее требователен к качеству подготовки и ширине лыжной трассы. При этом коньковые лыжи короче классических обычно на 15-20 см. Также на этих лыжах, с нижней части, по краям лыжи делается кант 1-2 мм для более устойчивого хода лыжи, чтобы она не проскальзывала в сторону. Для этой же цели некоторые производители, например, Rossignol , стали делать по две бороздки на каждой лыже, вместо одной центральной. Бороздки расположены симметрично и позволяют свободно менять левую лыжу с правой.

Лыжи могут крепиться к ботинкам с помощью различных приспособлений разной степени сложности, которые называются креплениями. Всё многообразие креплений можно разделить на несколько видов: 1.простые 2.мягкие 3.полужёсткие 4.жёсткие 5.горные

Простые крепления - первые появившиеся, их можно встретить на охотничьих лыжах. Представляют из себя простую кожаную или матерчатую петлю, в которую легко вставить ногу в валенке. Мягкие крепления - развитие простых. К петле добавился ещё один ремень, охватывающий ногу сзади, над пяткой, и не дающий лыже соскользнуть с ноги. В настоящее время такие крепления часто ставят на детские лыжи. Полужёсткие крепления - кожаная петля заменена на металлические щёчки, в которые упирается ботинок, сверху удерживаемый стропой. Вместо ремня используется трос - металлическая пружина. Трос натягивается с помощью небольшого рычажка, который крепится перед щёчками. Все три перечисленных вида креплений не требуют специальной обуви, надёжны и просты в эксплуатации. Полужёсткие крепления долгое время состояли на вооружении в армиях различных стран. Также полужёсткие крепления использовались в горнолыжном и прыжковом спорте на ранних этапах, до появления современных горнолыжных креплений и ботинок.

Жёсткие крепления - при их использовании ботинок «намертво» соединён носком с лыжами, что позволяет лучше их контролировать. Именно жёсткие крепления сейчас повсеместно используются. В настоящее время выпускается три системы креплений - Nordic 75 (всем знакомая в СССР), SNS , NNN и её новая версия NIS . Горнолыжные крепления - эти специфичные крепления полностью фиксируют ботинок относительно лыжи, что необходимо для управления на больших скоростях, развиваемых спортсменами при спуске с гор. Характерная особенность этих креплений - способность освободить ботинок при критических нагрузках, чтобы предохранить человека от тяжёлых травм, переломов.

Помимо этих основных разновидностей, существуют редко встречающиеся варианты: Горнолыжные крепления телемарк - похожие на горнолыжные крепления, обладают специфичными свойствами, необходимыми для спуска в стиле телемарк. Крепления skitour - промежуточный вариант между жёсткими и горнолыжными креплениями, позволяют комфортно передвигаться по равнине, при этом ботинок прикреплён к лыже только носком, а также предоставляют возможность зафиксировать пятку для горнолыжного спуска. Обладают способностью освобождать ботинок при критических нагрузках, как и горнолыжные. Прыжковые крепления - модификация креплений для прыжкового спорта.

«А то есть еще земля, где все люди с песьими головами», - пугала обывателей городка Калинова словоохотливая странница Феклуша из драмы А. Н. Островского «Гроза». Однако вряд ли кто-нибудь ей верил, разве нашлась бы такая же Феклуша - ведь шел XIX век, были сделаны крупные географические открытия, и человек уже много знал об окружающем мире. Ну а если рассказчик жил в VI веке до нашей эры и сам побывал во многих странах, то, конечно, слушатели ничуть не сомневались в правдивости его историй.

«Живут в тех снегах чудища об одной ноге, а бегают они по снегу с быстротой невероятной - сущие дьяволы» - такими историями развлекал публику римский торговец золотом Теренций Дар, возвратившийся из далекой Снежной Земли. И он ничего не выдумал, а честно рассказал о том, что видел своими глазами. Речь шла о Скандинавии. Ее жители, видимо, были одеты в меховые шкуры с головы до ног, поэтому житель теплой Италии и принял их за «чудищ», но вот почему «об одной ноге»? Да потому, что скользили они на одной лыже (ее называли «деревянная подошва»), другая - маленькая «подметка» - использовалась для толчка.

Лыжи подобной конструкции отнюдь не самые древние.

Наверное, именно трудность ходьбы по снегу подсказала человеку идею «больших подошв». Считают, что они появились 20- 30 тысяч лет назад. Это были круглые или продолговатые дощечки. Потом их стали делать из веток - их сгибали в виде овала, а концы стягивали обмоткой из жил. В такие «лыжи» жители горных районов Армении обували даже лошадей, хотя в этом случае правильнее было бы говорить о «больших копытах». Эта древняя конструкция сохранилась до наших дней. Так, для тех, кто не умеет ходить на лыжах, в Швейцарии создан специальный клуб любителей ходьбы на снегоступах. Эти конструкции напоминают увеличенные теннисные ракетки с креплениями. В отличие от лыж ходьба на снегоступах требует меньше физических усилий, позволяет забираться в недостижимые для лыжников места. По этому виду спорта даже проводились соревнования - ходьба на 5 и 10 километров.

Наверное, какой-то наш далекий предок, ступая по склону на таких приспособлениях, поскользнулся, но не упал, а проехал некоторое расстояние. Это натолкнуло на интересную мысль - а не сделать ли скользящие лыжи? Сначала они имели разную длину - такими их и увидел римский путешественник. Но одну важную деталь не заметил его любознательный взор: снизу лыжи были подбиты мехом и скользили только по ворсу. Это очень удобно для охотников: можно легко преодолевать подъем и подходить близко к зверю - лыжи не скрипят, отдачи при беге нет. И сейчас эвенки-охотники подбивают лыжи оленьими шкурами. Древний лыжник предпочитал одну палку: ведь он прежде всего охотник или воин и ему требовалась свободная рука, чтобы держать добычу, лук, ружье.

Вскоре лыжи стали применять и в военном деле. 1500 лет назад в Скандинавию вторглись норманны, по преданию завоеватели пришли на лыжах. В XII веке норвежские короли держали на службе специальный отряд финских лыжников-воинов. А в 1444 году московская рать на лыжах отразила татарский набег на Рязань. В описании этого события в летописи, помимо прочего, впервые упоминалось об использовании лыж на Руси. Позднее, в летописях XVI и XVII веков, также встречаются записи о таких отрядах. Помогали лыжи русским партизанам в войне 1812 года, а в конце XIX века в русской армии даже ввели обязательное обучение хождению на лыжах. Успешно использовались лыжи частями связи и санитарной службы во время русско-японской войны 1904-1905 годов.

Лыжники. Скандинавская гравюра.

И конечно, лыжные батальоны и бригады сыграли значительную роль в разгроме фашистов.

Путь лыж к широкой популярности был довольно тернист. Все началось с легенд о «снежном дьяволе», в которого верили древние италийцы. Позднее «снежным дьяволом» стала запугивать своих прихожан католическая церковь. Всех, кто пробовал надеть на ноги «выдумку дьявола», предавали проклятию - анафеме. Но остановить распространение лыж не удалось. Уже в 1555 году в России, жителей которой иностранцы называли лыжебежцами, состоялись первые лыжные гонки с призами. Есть упоминание о таких соревнованиях в Норвегии в середине XVIII века. Правда, в них могли участвовать только воины; в 1867 году в норвежской области Телемарк были проведены гонки, в которых могли уже участвовать все желающие.

В России в конце прошлого века гонки лыжников не являлись редкостью. В 1895 году создан «Московский клуб лыжников», но первый национальный чемпионат состоялся только через 15 лет. Он проходил на Ходынском поле в Москве. 14 гонщиков состязались на дистанции 30 километров. Гонку выиграл Павел Бычков, пройдя трассу за 2 часа 26 минут и 47 секунд. Но победа доставила гонщику немало огорчений. Дело в том, что победитель был дворником. И на страницах прессы развернулась дискуссия: можно ли считать любителем человека, чья профессия связана с физическим трудом?

Поистине массовое увлечение лыжным спортом началось в мире с конца прошлого века, когда норвежские исследователи пересекли Гренландию с запада на восток на «досках». В газетах появились фотографии всемирно известного полярного исследователя Нансена, стоявшего на лыжах.


Лыжи северных народов.

Лыжи стали не только популярными, но и модными, а это породило немало курьезов. Шикарно одетые барыни атаковали мастеровых, работавших по дереву, умоляя их выточить маленькие лыжцы для своих собачек; пылкие кавалеры дарили дамам сердца лыжи, рассчитанные для езды вдвоем.

Первая попытка «осмыслить» лыжи, то есть создать их оптимальными по размерам и форме, была сделана еще в 1644 году датчанином Саксо. Он выполнил первый в истории чертеж скользящих лыж. Сначала они получились широкими и короткими. Но с течением времени их форма постепенно изменялась и в конце концов приняла современный вид, который оказался более удобным для хорошего скольжения и практичным. Долгое время лыжи делали из цельного куска дерева, лучшим материалом считалась береза. Потом появились клеёные лыжи - из нескольких слоев фанеры с окантовкой по краям. С 1974 года началась эра пластиковых лыж. Всего за несколько лет они практически полностью вытеснили из спорта деревянные лыжи. Это произошло благодаря их меньшему весу, большей прочности и отличным «беговым» качествам.

Однако многое зависит и от выбора мази. Первые лыжные мази появились в начале века. И сразу же возникли не только рецепты, но и секреты. При этом вот что любопытно: время пробега десятикилометровой дистанции хорошим лыжником сейчас составляет 34-35 минут, а полвека назад - 27 минут. Парадоксально! Ведь лыжники стали сильнее и выносливее. В чем же причина? В лыжах или в мази? Ни в том, ни в другом. «Виновата» трасса. Раньше ее прокладывали только по ровной местности, а теперь по пересеченной. На пути лыжника встречаются и речки, и канавы, и ледяной покров озер. И если раньше у мази была одна задача - увеличить скольжение, то теперь его приходится и увеличивать, и уменьшать. Основа мази осталась прежней - парафины и воски, а для улучшения сцепления со снегом в них стали добавлять каучук и резину. И тем не менее универсальную мазь на все случаи жизни создать нельзя.

Совершенствуются и лыжные палки. Например, внутрь каждой рукоятки вставляется спрессованный из смеси измельченного угля с глиной гладкий стержень, который зажигается спичкой и тлеет 4 часа. Даже в мороз можно идти по трассе без рукавиц.

Каким образом только не пользуются лыжами! Еще в начале прошлого века один американский скотовод решил прокатиться со своей подружкой. Они вышли за город, и вдруг сильный порыв ветра раздул, как парус, юбку девушки, которая с большой скоростью унеслась от юноши. В тот же день предприимчивый американец уже катался на лыжах под парусом.

С некоторых пор на лыжах катаются не только по снегу, но и по воде. На одних несутся на большой скорости за катером, для других катер не нужен: каждая лыжа состоит из двух продолговатых баллонов, связанных между собой ступенькой. К концам палок также прикреплены маленькие цилидрические надувные баллоны. В них просто «гуляют» по воде. Позже появился серфинг - катание на досках в волнах прибоя. А на севере Австралии снега никто никогда не видел, но это совсем не значит, что там не катаются на лыжах. Катаются, да еще круглый год, - по песчаным откосам.

В некоторых странах большую популярность приобрели «травяные» лыжи. Это резиновая гусеница в металлической раме, снабженная пластмассовыми роликами. Такой скорости, как на обычных лыжах, достичь нельзя, но зато можно тренироваться летом.

Изобретателем горных лыж считают Матиаша Збарского. В 1891-1892 годах он переделал норвежские лыжи в альпийские, сумев придать им маневренность и устойчивость в условиях стремительного спуска по горным кручам.

Появились и крылатые лыжники. Родоначальник этого вида спорта - австрийский инженер И. Крупка. Благодаря крыльям, которые он разработал, слалом и прыжки стали намного интереснее. Крылья сделаны из очень легкого металла. Носят их в специальном рюкзаке. Перед прыжками-полетами лыжник надевает пояс с нагрудником, к которому прикреплен массивный пруток, несущий крылья. И неизвестно, какие еще конструкции появятся...

Знаешь ли ты?

  • Панкреатит - это воспаление поджелудочной железы. Классифицируется по характеру течения на острый и хронический. Причины возникновения заболевания 1.
  • Лыжи

    Лы́жи - приспособление для перемещения человека по снегу . Представляют собой две длинные (150-220 сантиметров) деревянные или пластиковые планки с заострёнными и загнутыми носками. Лыжи крепятся к ногам с помощью креплений, в настоящее время для использования лыж в большинстве случаев необходимы специальные лыжные ботинки. На лыжах перемещаются, используя их способность скользить по снегу.

    История

    На юге Кольского полуострова использовали лыжи неравной длины, причем короткой лыжей отталкивались, используя для равновесия одну палку, в то время как древние жители Скандинавии передвигались на лыжах одинаковой длины. Oснователь Норвегии легендарный Нор пришел к фиордам по «хорошей лыжне» .

    Лыжи были изобретены северными народами в процессе миграции в области с холодным климатом и долгой зимой. Для выживания людям было необходимо передвигаться по снегу, порой очень глубокому (более метра). Скорее всего, сначала были изобретены снегоступы - приспособления, увеличивающие площадь стопы и тем самым облегчающие передвижение по снегу. Известны народы севера, на момент открытия их исследователями пользовавшиеся снегоступами, но не знавшие о лыжах. В процессе развития этого изобретения и появились лыжи. Появившиеся, судя по археологическим находкам, на Алтае и в районе озера Байкал лыжи-снегоступы были широко распространены до XVI века нашей эры. Но к этому времени уже использовались и лыжи скользящие. Eпископ Олаф Великий в своей изданной в 1555 году в Риме книге «История северных народов» так описывал приемы зимней охоты лопарей: «Те из них, кто на лыжах ступает, служат загонщиками, те, кто скользит, бьют дубинами оленей, волков и даже медведей, потому что свободно их догоняют. Звери не могут быстро бежать по глубокому, проваливающемуся снегу и после утомительной и долгой погони делаются жертвой легко бегущего на лыжах человека» .

    Второй возможный вариант возникновения лыж - их происхождение от саней. Лыжи похожи на облегчённые санные полозья.

    Первоначально лыжи использовались по прямому назначению - для передвижения по глубокому снегу в лесу во время охоты, военных действий в зимних условиях и т. п. Это и определяло их тогдашние пропорции - они были короткие (150 см в среднем) и широкие (15-20 см), удобные скорее для переступания, чем для скольжения. Такие лыжи сейчас можно увидеть в восточных районах РФ, где ими пользуются рыбаки и охотники. Иногда лыжи подбивались камусом (шкурой с ноги оленя), чтобы облегчить передвижение вверх по склону.

    В конце XIX - начале XX века появился лыжный спорт - вид досуга , заключающийся в перемещении на лыжах на скорость или ради удовольствия. Появились лыжи с другими пропорциями, более подходящими для скоростного бега - 170-220 см длиной и 5-8 см шириной. Такие же лыжи стали применяться в армии. Примерно в это же время появились и лыжные палки, существенно облегчающие и ускоряющие передвижение на лыжах.

    Постепенно лыжи полностью превратились в спортивный инвентарь и приняли знакомый вид.

    Материалы и технологии

    Изначально лыжи были деревянные, изготавливались из цельных досок и не блистали внешним видом. С началом развития лыжного спорта и технической революции на рубеже XIX-XX веков лыжи видоизменились. Помимо изменения пропорций, они стали изготавливаться из нескольких частей, для их изготовления стали применяться станки, появились лыжные фабрики. Это положение вещей сохранялось до появления пластических материалов, или пластика.

    Некоторые пластические материалы обладают свойствами, полезными для лыж - не намокают, к ним не прилипает снег, лучше скольжение. Так появились сначала лыжи с пластиковым покрытием, потом целиком пластиковые лыжи.

    В настоящее время внутренне устройство лыж может быть весьма сложным - индустрия спорта и производства спортинвентаря вкладывает большие деньги в научные исследования. В современных лыжах применяются различные виды пластика, древесины, композитных материалов, сплавов.

    Для ухода за скользящей поверхностью лыж применяются лыжные мази .

    Пластиковые материалы

    В первых пластиковых лыжах применялся легко истираемый и плохо держащий смазку АБС-пластик , который практически полностью вытеснен, за исключением самых дешевых моделей некоторых производителей, полиэтиленом сверхвысокой молекулярной массы UHMW-PE . Материал, его создание и производство, главным образом связано с швейцарским концерном CPS Austria Group (прежний IMS Plastics). Пластик имеет торговое наименование P-tex. Материал подразделяется в соответствии с молекулярной массой и наполнителям для разных погодных условий. Обычно для мокрой лыжни (часто бесцветный) - P-tex 4000, для мороза - P-Tex 2000 Electra. В материал, предназначенный для обычных массовых лыж и для мороза добавляется 5-15 % наполнителя - частицы углерода размером 20 мкм для снятия электростатики , а также графита и фтороуглеродных соединений для улучшения скольжения. Технический углерод делает основу лыжу чёрной, но и несколько уменьшает её износостойкость . Соединения галлия добавляют пластику теплопроводности, то же свойство у нитрида бора, эта добавка дополнительно уменьшает способность впитывать влагу. Пигмент ультрамарин используют в лыжах без технического углерода для создания рисунка на основе и улучшения скольжения.

    Процесс скольжения и смазка

    На скольжение лыжи влияют её упругость, профиль, текстура рисунка, температура и влажность снега, форма ледяных кристаллов, свойства снежной поверхности. Коэффициент трения скольжения запрессованного на основу лыжи полиэтилена по снегу находится в диапазоне 0,02-0,05. На скользящей поверхности формируется текстурный рисунок, чья шероховатость вообще-то рассчитана производителем на определённые погодные условия. В морозную погоду шлифовка на лыже самая тонкая, на мокрой лыжне самая грубая. Задача состоит в получении тонкой, порядка 10 мкм, водяной плёнки между поверхностью лыжи и снегом, что в нормальных условиях является решающим фактором. Шлифовкой поверхности можно именять зону контакта между снегом и лыжей в пределах 5-15 %, что в свою очередь влияет на толщину водяной плёнки.

    Хотя пластик, применяемый для лыж, уже сам по себе несравнимо лучше скользит по снегу, чем дерево, с помощью смазки это свойство можно ещё значительно улучшить. В поверхность одной лыжи, по свидетельству изготовителя (CPS Austria Group), впитывается (растворяется в аморфной структуре UHMW-PE и наполнителе) около грамма скользящей смазки при 110 о С. Существуют десятки мазей от разных изготовителей. У полиэтилена поверхностное натяжение имеет коэффициент примерно 0,032 N/m, у обычных парафиновых мазей 0,029 N/m, у мазей с фтористыми добавками даже 0,017 N/m, - эти добавки улучшают скольжение на мокрой лыжне, отталкивая воду, или уменьшая так называемое капиллярное всасывание при очень толстом водяном слое. Наилучшее скольжение лыжи - при нескольких градусах мороза (0-4 о С). Скольжение в этих условиях - больше гидродинамика , чем трение. Текстурный рисунок имеет аналоги в живой природе - акула мако способна взъерошивать чешую, перед нападением, создавая турбулентность на поверхности своего тела. Правда этот эффект заметен при достаточно большой скорости лыжника, более 20 км/ч, и даёт прибавку в 1-2 км/ч. При дальнейшем охлаждении скольжение равномерно уменьшается - сокращается обеспечивающий скольжение водяной слой. Наконец, при снижении температуры ниже −15 о С эта плёнка вовсе не появляется, и при дальнейшем охлаждении трение между двух твёрдых поверхностей более резко, но равномерно растёт, - вследствие роста твердости снежных кристаллов. Выбор скользящей мази становится несколько проще - она должна быть твёрже снега.

    Нанесение смазки - процесс, в котором любителям в повседневной жизни не стоит слепо следовать рекомендации на упаковке. Например, нанесение мази утюгом и циклевание оправдано, если смазка достаточно тугоплавкая не поддаётся растиранию растиркой. Совет натирать щётками до «открытия рисунка текстуры» - больше маркетинговый ход производителя, призванный увеличить продажи, - при этом удаляется до 99 % мази, а эффект доступен только на очень больших скоростях, что важно скорее для профессионалов и полностью отсутствует на морозе. К тому же, профессионалы выбирают рисунок текстуры и тип пластика (десятки вариантов) под конкретную погоду (и то иногда ошибаются).

    Простой способ оценить качество скольжения - съехать, не отталкиваясь, по лыжне с известного холма. Расстояние, до которого проедут лыжи - объективный показатель пригодности смазки и метода её нанесения к конкретной погоде.

    Горные лыжи

    Горные лыжи - особая разновидность лыж, используемая для спуска с горных склонов и в горнолыжном спорте.

    Сначала для спортивного спуска с гор использовались обычные лыжи с полужёсткими креплениями. Прекрасный пример этого можно увидеть в фильме «Серенада солнечной долины ». Постепенно лыжи модифицировались. Одной из первых модификаций стала окантовка - снизу по краям к лыже прикрепляли заподлицо узкие (4-5 мм) металлические полосы. Это во-первых препятствовало стачиванию дерева лыж об фирн (жёсткий твёрдый снег, который часто образуется в горах, иногда с вкраплениями мелких ледовых кристаллов), а во-вторых позволяло уверенней управлять лыжами.

    В дальнейшем, с развитием горнолыжного спорта, горные лыжи обрели собственный вариант креплений, с жёстко фиксированной пяткой, и специальные ботинки.

    Следующие большие изменения в конструкции произошли после появления пластика. С помощью покрытых снизу пластиком лыж достигалась гораздо большая скорость, чем с помощью простых деревянных, что повлекло за собой упрочнение конструкции лыж, креплений и ботинок. Горные лыжи в настоящее время - высокотехнологичный продукт, в котором используются современные научные и технические достижения.

    Беговые лыжи

    Беговые лыжи делятся на два больших класса: пластиковые и деревянные. Пластиковые лыжи, в свою очередь, делятся тоже на два больших подкласса: лыжи с насечкой и лыжи с гладкой колодкой (то есть гладкой средней частью лыжи). Лыжи с гладкой колодкой, в свою очередь, делятся ещё на два подкласса - предназначенные для классического стиля передвижения (когда лыжи двигаются параллельно одна другой в лыжне) и конькового стиля, когда лыжник двигается по широкой снежной дороге и его движения похожи на движения конькобежца.

    Пластиковые лыжи с насечкой

    Представляют собой лыжи с зазубринами (зацепами, засечками) в средней части лыжи в области лыжного ботинка. Являются очень хорошим инструментом фитнеса, но профессиональными спортсменами-лыжниками практически не применяются. Тем не менее, такие лыжи чрезвычайно популярны в развитых странах Европы и Америки. Приблизительно половина всех лыж, продающихся в западных странах - это лыжи с насечкой.

    Достоинства

    Лыжи с насечкой практически не требуют мази держания, в связи с чем очень удобны для неопытных лыжников, встающих на лыжи лишь эпизодически, и не владеющих техникой нанесения лыжных мазей. Тем не менее - в сложных условиях скольжения (плюсовая погода, обледеневшая лыжня, и т. п.) насечки с отдачей не справляются, и мазь держания становится необходимой даже на этих лыжах.

    Недостатки

    Насечки ухудшают скольжение не только назад, но и, хотя и в меньшей степени - вперед. Поэтому, при прочих равных условиях, лыжник на лыжах с насечками будет двигаться медленнее, чем на гладких лыжах. Именно поэтому лыжи с насечками не применяются в лыжном спорте.

    Пластиковые лыжи с гладкой колодкой (средней частью)

    Для классического стиля передвижения

    Такие лыжи имеют в средней части лыжи (то есть под колодкой) гладкую поверхность, и для того, чтобы на таких лыжах можно было передвигаться, их смазывают в средней части лыжной мазью, которая при толчке не даёт лыжам проскальзывать назад. Существует огромное количество способов и вариантов смазки лыж в зависимости от погоды и амбиций лыжника, однако существует и несколько простейших способов смазки, ориентированных на начинающих лыжников. Как правило, начинающему лыжнику вполне достаточно иметь простейший набор из трёх банок лыжной мази, пластикового скребка и пробки-растирки.

    Для конькового стиля передвижения

    Коньковый стиль передвижения требует чуть более высокого уровня подготовки по сравнению с классическим стилем. Не случайно большинство гуляющих на лыжах по лесу людей используют именно классический стиль передвижения - он проще, демократичнее, менее требователен к качеству подготовки и ширине лыжной трассы. При этом коньковые лыжи короче классических обычно на 15 - 20 см.

    Также на этих лыжах, с нижней части, по краям лыжи делается кант 1-2 мм для более устойчивого хода лыжи, чтобы она не проскальзывала в сторону.

    Лыжные крепления

    Лыжи могут крепиться к ботинкам с помощью различных приспособлений разной степени сложности, которые называются креплениями. Всё многообразие креплений можно разделить на несколько видов:

    1. простые
    2. мягкие
    3. полужёсткие
    4. жёсткие
    5. горные

    Простые крепления - первые появившиеся, их можно встретить на охотничьих лыжах. Представляют из себя простую кожаную или матерчатую петлю, в которую легко вставить ногу в валенке.

    Мягкие крепления - развитие простых. К петле добавился ещё один ремень, охватывающий ногу сзади, над пяткой, и не дающий лыже соскользнуть с ноги. В настоящее время такие крепления часто ставят на детские лыжи.

    Полужёсткие крепления - кожаная петля заменена на металлические щёчки, в которые упирается ботинок, сверху удерживаемый стропой. Вместо ремня используется трос - металлическая пружина. Трос натягивается с помощью небольшого рычажка, который крепится перед щёчками.

    Все три перечисленных вида креплений не требуют специальной обуви, надёжны и просты в эксплуатации. Полужёсткие крепления долгое время состояли на вооружении в армиях различных стран. Также полужёсткие крепления использовались в горнолыжном и прыжковом спорте на ранних этапах, до появления современных горнолыжных креплений и ботинок.

    Жёсткие крепления - при их использовании ботинок «намертво» соединён носком с лыжами, что позволяет лучше их контролировать. Именно жёсткие крепления сейчас повсеместно используются. В настоящее время выпускается три системы креплений - Nordic 75 (всем знакомая в СССР), SNS , NNN и её новая версия NIS.

    Горнолыжные крепления - эти специфичные крепления полностью фиксируют ботинок относительно лыжи, что необходимо для управления на больших скоростях, развиваемых спортсменами при спуске с гор. Характерная особенность этих креплений - способность освободить ботинок при критических нагрузках, чтобы предохранить человека от тяжёлых травм, переломов.

    Помимо этих основных разновидностей, существуют редко встречающиеся варианты:

    1. Горнолыжные крепления телемарк - похожие на горнолыжные крепления, обладают специфичными свойствами, необходимыми для спуска в стиле телемарк .
    2. Крепления skitour - промежуточный вариант между жёсткими и горнолыжными креплениями, позволяют комфортно передвигаться по равнине, при этом ботинок прикреплён к лыже только носком, а также предоставляют возможность зафиксировать пятку для горнолыжного спуска. Обладают способностью освобождать ботинок при критических нагрузках, как и горнолыжные.
    3. Прыжковые крепления - модификация креплений для прыжкового спорта.

    См. также

    Примечания

    Литература

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • Why is ice and snow slippery? The Tribo-physics of skiing, L. Karlöf, L. Torgersen Axell, D. Slotfeldt-Ellingsen
    • Sliding Friction of Polyethylene on Snow and Ice, L. Bäaurle, Swiss Federal Institute of Technology, Zurich
    • Friction characteristics between ski base and ice - fundamental lab scale tests and practical implications, P. Sturesson, Uppsala Universitet
    • Performance Skiing: Training and Techniques to Make You a Better Alpine Skier, G. Thomas, ISBN 0811730263
    • Teflon® Paraffin Low Friction Wax for All Snow Conditions, DuPont Technology
    • The complete quide to cross-country ski preparation, N. Brown, ISBN 0-89886-600-6

    Ссылки