Скоростной спуск на санях как вид спорта заявил о себе в конце XIX века в Швейцарии, где проходили первые состязания саночников. Однако олимпийским этот вид спорта стал лишь к 1964 году, с образованием FIL (Международной федерации по санному спорту), которая во многом способствовала решению этого вопроса в положительном ключе. Первой для саночников стала Зимняя Олимпиада 1964 года.

Российские саночники впервые состязались в быстроте спуска в 1910 году, в Москве, на Воробьевых горах. Начиная с 1968 года, в России появились новые саночные трассы, способствуя усиленным тренировкам ведущих спортсменов-саночников. Всего этот вид спорта принес российским спортсменам более 39 почетных наград на соревнованиях? различного уровня.

FIBT ? Международная федерация бобслея и скелетона, существующая с 1923 года, обеспечила включение бобслея в программу Олимпийских игр с 1924 г. Тогда же был проведен первый чемпионат мира по этому виду спорта.

Виды скоростного спуска на санях

Увлекательнейший вид спорта для стильных и смелых людей? скоростной спуск на санях по изогнутому ледяному желобу или по естественной трассе? один из наиболее захватывающих спортивных состязаний. К санным видам спорта, получившим широкую популярность среди спортсменов и болельщиков, отнесены:

  • скоростной спуск на одиночных и двухместных санях в положении лежа на спине (санный спорт);
  • спуск на специальных санях в положении лежа на животе, головой вперед (скелетон) ? существовал в программе зимних Олимпиад до 1948 года, затем, после перерыва более полувека, в 1999 г. вновь стал олимпийским видом спорта;
  • натурбан (скоростной спуск на санях по естественной трассе);
  • бобслей? скоростной спуск по ледяному желобу в двух или четырехместных управляемых машинах (бобах) обтекаемой формы.

Скорость спуска на санях может достигать 200 км/час, длина трассы? 800?1000 м. Последний мировой рекорд скорости спуска на санях, принадлежащий Францу Веберу (Австрия), был зафиксирован в 1984 году в Канаде? 203,155 км/час.

Почитаемы сани и санки в народе. С давних времен в снежную русскую зиму сани были незаменимыми не только в качестве транспортного средства, но и как непременный атрибут зимних народных гуляний. И сегодня у нас популярны езда на больших санях, запряженных лошадьми, под мелодичный перезвон бубенцов, катания на санках с горы детворы и молодежи, сопровождаемые весельем и песнями, прославляющими русскую зиму и будущий добрый урожай.

Любят этот вид зимних забав и в Европе, но особенно сильны традиции саночные традиции в странах альпийского региона, где соревнования на санках устраиваются с незапамятных времен.

Конструкция саней для санного спорта

Правила Международной федерации по санному спорту FIL жестко регламентируют конструкционные особенности саней для соревнований, их вес и даже температуру полозьев в соответствии с температурой воздуха. Спортивные сани и их устройство способствуют:

  • удобному расположению на них спортсмена;
  • быстрому разгону на трассе;
  • формату ледяного желоба для скоростного спуска.

Со временем конструкция саней претерпела множество изменений. От времени первых деревянных изделий?Давос? и стальных?Леобенер?, сконструированных в начале прошлого века, прошло более 100 лет. Позже этот вид соревнований проводился с использованием специальных саней конструкции М. Титце, Гассера и Вайсиихта. Сегодня наиболее популярными среди спортсменов являются спортивные сани?Олимпияблиц? немецкого производства, способные обеспечить достойный результат в соревнованиях самого высокого уровня.

Конструкция современных спортивных саней, содержащая до 800 узлов и деталей, обеспечивает им высокие аэродинамические свойства. Вес?одиночек? установлен до 23 кг, ?двоек? ? до 27 кг. Сани для спортсменов экстра-класса изготавливаются индивидуально, рассчитаны в соответствии со спецификой их физических данных и огромными перегрузками (до 4?5 G при скорости до 150 км/час), которые испытывают спортсмены в период скоростного спуска.

Основная цель создателей санных?болидов? ? обеспечить им высокие аэродинамические свойства. При скоростном спуске важна каждая мельчайшая деталь? ведь речь идет о тысячных долях секунды, благодаря которым может быть достигнута победа.

Низкий силуэт (высотой около 120 мм), наклонные сверхтвердые полозья, кронштейны-стойки, удерживающие эргономичное сиденье, две рукоятки для управления? основа конструкции спортивных саней. Особая роль принадлежит полозьям, которые обеспечивают скольжение в соответствии с заданными параметрами и конфигурацией ледяного желоба. Полозья изготавливаются из композитных материалов, обладающих повышенной прочностью и рассчитанных на улучшенное скольжение. Идеальная гладкость, форма и прочность полозьев имеют огромное значение в борьбе саночников за медали.

Как сделать сани самостоятельно

Любители зимних забав изобрели массу способов для изготовления саней своими руками с учетом местных условий: количества снега, температуры воздуха, наличия гор или возвышенностей, с которых можно прокатиться с ветерком. Среди наиболее популярных моделей для скоростного спуска можно отметить сани:

  • двухполозные;
  • универсальные, без полозьев, где в качестве поверхностей скольжения используются выгнутые пластиковые или фанерные листы с ручками для удерживания и управления санками;
  • специальной конструкции с аэродинамическим управлением.

В первом случае это привычные металлические или деревянные санки, состоящие из полозьев и сиденья, прикрепленных к металлическому каркасу.

Особенно популярны сегодня деревянные санки с габаритами 900?290 мм, изготовленные из хорошо обработанных досок толщиной 20 мм и шириной 100?150 мм. Длина полозьев составляет, в среднем, 900 мм, высота ложа санок? 150 мм. По ободу полозьев при помощи шурупов с потайными головками крепятся алюминиевые планки для улучшенного скольжения по снегу.

Полозья санок соединяются между собой поперечинами, вставленными в глухие отверстия полозьев и зафиксированными шипами. Поперечные планки ложа укладываются на расстоянии 10?15 мм друг от друга. Для удобства размещения к санкам крепится спинка и подлокотники сиденья, в передней части? поперечная планка для упора ног, с отверстиями для веревки.

Второй вариант еще проще: сани из листа пластика выгнутой формы (до 500 мм шириной и до 900 мм длиной) с двумя металлическими планками-ручками, закрепленными болтами или шурупами по бокам. Такие универсальные санки одинаково подходят для катания с небольшой снежной горки для детей и взрослых.

Но наиболее впечатляюще выглядит модель четырехполозных саней с легким деревянным сиденьем 1100?600 см на каркасе из дюралевых уголков 50?50 мм (или 30?30 мм). По обе стороны каркаса приварена вертикальная стойка-рама, для прочности усиленная по обеим сторонам распорками.

В качестве передних полозьев саней используются горные лыжи, с возможностью регулирования направления движения саней в пределах 30 градусов, подвижно прикрепленные к каркасу сиденья с упором для ног. Пара задних полозьев из укороченных широких лыж для прыжков с трамплина уравновешивает систему, сообщая ей дополнительную устойчивость.

Для улучшенной управляемости скоростными санями используются два аэродинамических руля из дюралевых уголков с перкалевой обшивкой площадью 0,9 кв. м. Рули крепятся на концах полурамы из дюралевых труб 90?200?210 см, скрепленных между собой шарнирами. Полурама удерживается на главном каркасе сиденья четырьмя тросами с дверными пружинами на концах. Рули и тросы фиксируются на трубах хомутами.

Аэродинамические рули обеспечивают возможность маневров при спуске, в том числе при прыжках с трамплина до 50 м. Торможение осуществляется при помощи нескольких устройств, в том числе механического скребка, тормозного парашюта, посадочного крюка, благодаря чему тормозной путь ограничивается 10?15 м. Скорость таких саней может достигать 180 км/час.

Народным умельцам под силу изготовить настоящие саночные шедевры. Что ж, возможно, благодаря их творческим усилиям в нашей стране появятся новые чемпионы, которые прославят российский санный спорт в мировых масштабах.

Санный спорт и скелетон - название зимних видов спорта, подразумевающих скоростной спуск на санях по специально оборудованной трассе. Хотя трассы для скелетона и санного спорта одинаковы, сами санки и положение спортсменов сильно отличаются. В первом спортсмен едет головой вперед лицом вниз, во втором - головой вверх и вперед ногами.

Санный спорт

это соревнования в скоростном спуске на одноместных или двухместных санях по заранее подготовленной трассе. Спортсмены располагаются на санях на спине, ногами вперед. Управление санями производится при помощи изменения положения тела.

Конструкция саней

Спортивные сани представляют собой своего рода «сидушку-лежанку», к днищу которой крепятся стойки с металлическими полозьями. Сами стойки могут быть деревянными или пластиковыми, далеко выступают вперед и имеют большой загиб кверху с небольшим наклоном внутрь. Параметры саней строго регламентированы, как во всех санных дисциплинах.

Положение спортсмена

Саночник лежит на спине, ногами вперед по ходу движения, вытянувшись «в струнку», чтобы уменьшить сопротивление воздуха. Голова и ноги «свисают» за пределы «сидушки». Так как спуск продолжается всего 1,5-2 минуты, то такое положение можно удержать без труда. Управление санями происходит при помощи ремня, прикрепленного к изгибам полозьев, а также путем изменения положения тела спортсмена. Во время спуска спортсмен практически не видит, куда едет.

Трассы

Те же, что для скелетона, и бобслея. Длина трассы в среднем полтора километра. Количество виражей 15-20. Скорость достигает 140-150 км/час. Мужчины стартую с самого верха трассы, женщины и экипажи- «двойки» на три виража ниже. Для Олимпиады в Сочи построен санно-бобслейный комплекс, длина которого составляет 1814 метров.

Соревнования

Бывают трех видов - индивидуальные мужские и женские, соревнования парных экипажей и командные. Соревнования проводятся в два дня, ежедневно спортсмены совершают по 2 спуска. Соревнования на двухместных санях (бывают только мужские) проходят в один день, спортсмены делают по 2 заезда. В командных соревнованиях команда состоит из 1 мужчины, 1 женщины и 1 пары. Победитель во всех видах определяется по меньшему суммарному времени всех заездов.

На Чемпионатах мира и Европы допускаются от страны

На Олимпийских играх

Санным спортом управляет Международная Федерацией Санного Спорта (FIL, Federation International de Luge de Course).

Вида спорта по скоростному спуску на санях и одновременно название спортивного снаряда - специальных саней. По одной из версий корень слова «skele» происходит от неправильного прочтения норвежского слова «Kjaelke» (сани), по другой - от слова «скелет».

Скелетон представляет собой плоскую раму, снизу которой приделаны два металлических полоза-конька для скольжения по льду трассы. Сверху рамы имеются две ручки, за которые держится спортсмен. Спереди и сзади по сторонам рамы есть специальный выступы-бамперы, предохраняющие спортсмена от столкновения с бортами ледового жёлоба на виражах. Параметры саней и спортсменов регламентированы:

Положение спортсмена

Спортсмен лежит на скелетоне головой вниз и вперед по направлению движения. Управление снарядом производится ногами. На носках ботинок спортсмена есть специальные шипы, которыми тот притормаживает, чтобы осуществлять маневрирование. При разгоне сани набирают скорость до 40 км/ч, а максимальная скорость достигает 130 км/ч. После разгона спортсмен ложится на сани животом вниз и скользит вниз по треку. При движении руки должны быть вытянуты вдоль тела.

Трассы

Специально оборудованные ледовые трассы с искусственной ледяной поверхностью. Для соревнований по скелетону используют те же трассы, что и для бобслея. Длина трассы в пределах 1200-2000 метров. Первые 25 - 40 метров - участок разгона, на котором спортсмен бежит, толкая сани. Уклон первых 250 метров трассы должен обеспечивать спортсмену разгон до 100 км/ч. Последние 100-150 метров трассы должны иметь уклон не больше 12%, чтобы спортсмен мог спокойно остановиться. Перепад высот - не менее 100 метров.

Соревнования

Соревнования по скелетону проводятся среди мужчин и женщин. Спортсмены делают по 2 спуска в один день или четырех спуска в два дня - на ЧМ и Олимпийских Играх. Победители определяются по наименьшей сумме времени всех спусков.

Полностью требования к спортсменам, спортивному снаряжению и условиям проведения соревнований по скелетону описаны в Правилах Международной Федерации Бобслея и Тобоггана (FIBT).

Кратко для запоминания

Спортсмен лежит на санях на животе головой вперед по направлению движения

Санный спорт

Спортсмен лежит на санях на спине головой назад по направлению движения

Похожие материалы
PS

  • масса саней для одного спортсмена не больше 22 кг

  • масса саней для двух спортсменов не больше 24 кг

  • длина 124-150 см в зависимости от спортсмена

  • ширина колеи - 45 см

    • длина скелетона 80-120 см

    • расстояние между полозьями 34-38 см

    • максимально допустимый вес саней у мужчин - 43 кг

    • максимально допустимый вес саней у женщин - 35 кг

    • вес спортсмена не выше 115 кг у мужчин и 92 кг для женщин

    • сани подгоняются под индивидуальные параметры спортсмена

К числу наиболее популярных саней прежних лет относятся деревянные сани «Давос» и стальные сани «Леобенер». В первых - специально огороженное место для одного спортсмена гарантировало устойчивость (стабильность).

Они были изобретены на рубеже нашего века и не являлись явно выраженными спортивными санями. Их можно встретить в достаточном количестве и сейчас. Сани «Леобенер» - металлические сани из гнутых стальных труб. В 1930-х гг. они использовались в качестве спортивных саней. Эта модель саней встречается сейчас весьма редко и для спортивных состязаний считается непригодной.

Пятикратный чемпион Европы М. Титце сконструировал сани для спортивных соревнований, которые получили название «сани Титце». С этого времени началось производство современных моделей саней, сконструированных специально для спортивных состязаний.

Позже наиболее распространенные модели - это названные именами изобретателей спортивные сани «Гассера» и «Вайсиихта». Мировой уровень определяют сконструированные в Нидервизе (Германия) спортивные сани «Олимпияблиц», которые выдержали испытание на многих международных сорев­нованиях. Эта модель экспортируется во многие страны.

Конструкционные и ходовые качества

Конструкционные и ходовые качества спортивных саней отвечают в настоящее время высоким требованиям состязаний. Они характеризуются плоской аэродинамической конструкцией и имеют сверхтвердые и наклонно расположенные стальные полозья.

Вставленные в деревянные полозья стальные кронштейны устанавливаются в подвижном положении в резиновые манжеты для того, чтобы сделать сани гибкими, лучше управляемыми без касания земли. Поперечная упряжка (ремень) не прикрепляется. Полозья скользят только по внутреннему ребру и имеют в зависимости от состояния трассы и состояния радиусов виражей в направлении движения небольшой изгиб. Спереди и сзади они приподняты кверху. Этот полозный выступ (сдвиг) можно переставлять в полозьях с помощью стальных болтов.

Скольжение и точность следа

Точная установка следа (расстояние между обоими полозьями) и хорошо подготовленные опорные поверхности стальных полозьев гарантируют хорошее скольжение и точность следа. На стальных кронштейнах и на переднем выступе полозьев в проушины установлены поперечины. Сиденье, сплетённое из ремней, гарантирует уверенное положение саночника на санях.

Размер саней и инструкции

Спортивные сани должны быть двухполозными. Вес одноместных саней не должен превышать 22 кг, двухместных саней - 24 кг. Прикрепление груза к саням разрешается до установленного максимального веса. Максимальная ширина колеи составляет 45 см. Не разрешается прилаживание к саням различного рода устройств для управления и торможения.

Не разрешаются маскировочные покрытия на спортивных санях, которые скрывали бы отдельные части тела или все тело саночника со всех точек обозрения. Разрешена обшивка (облицовка) саней под сиденьем. Она не может быть шире саней и не должна выдаваться вперед, дальше концов полозьев, и назад, через плечи саночника.

На двухместных санях это требование распространяется на саночника, сидящего за рулевым. Запрещено смазывание полозьев и обработка их другими химическими средствами. Температура полозьев на старте любого соревнования не должна превышать разницы в +5ºС с окружающей температурой.

С февраля 1975 г. разрешена сбалансировка веса для легковесных саночников (женщины меньше 85 кг, мужчины меньше 95 кг). Этот дополнительный груз ограничен максимально до 10 кг у мужчин и до 8 кг у женщин, но он может составить только 50% действительного недовеса (например, недовес спортсмена с весом 85 кг до свыше указанной границы - 95 кг - составляет 10 кг. Дополнительный груз в таком случае может равняться 5 кг). Дополнительный груз в форме свинцового ремня подвешивается к телу как балласт.

Ну кто не катался в детстве на саночках! Какая же это лихая забава - оседлать салазки и мчаться с горы по снежному укатанному насту, так что только глаза блестят, да щеки алеют. Не только дети, но и взрослые любят это зимнее развлечение, с удовольствием ждут снежного сезона, когда прихватит морозцем, и можно идти на горку.

Тем, кто особенно полюбил кататься на санках еще в школьном возрасте, открывается путь в мир профессионального спорта, где такие же лихачи-саночники уже пятьдесят лет соревнуются в том, кто быстрее спустится с горы. А со времен первых соревновательных санных спусков с горы, прошло уже более ста двадцати лет

Сани, как таковые, появились так давно, что даже история не помнит, потому что было это еще до изобретения колеса. Слово «сани» - славянского происхождения, потому что «сань» означало полоз, змея, ведь именно с ползком продвигаются любые сани. Те сани служили для перевозки, причем, не только по снегу. Эволюция совершила с санями немалые перемены, поэтому сегодняшние спортивные сани похожи на высокотехнологичный снаряд, и не спроста.

Первые спортивные сани были прообразом всех современных спортивных видов покатушек с горы, а это санный спорт, бобслей и скелетон, их собирали из деревянных элементов, а полозья были подбиты тонкими металлическими лентами. Управлялись сани при помощи веревочного «руля», коим до сих пор снабжены детские санки.

Сани для современных спортивных состязаний покрыты сверху фиберглассовой оболочкой, и имеют четкие весовые параметры: для одиночек - 23 кг, для парников - 27 кг. Форма саней обтекаемая, ложе для спортсмена выполнено в форме, похожем на совковую лопату, при этом корпус помещается в нем, очень эргономично, а для управления ими служат ручки по бокам саней. Полозья выполнены из металла, и только они должны вступать в контакт со льдом. Именно к этой части снаряда наиболее трепетное отношение у каждого саночника, а сплавы, из которых изготовлены лезвия, должны создавать наименьшее трение. Их состав часто держат в большом секрете. Сверху полозья завершаются завитками, в которые саночник помещает ноги, чтобы зафиксировать себя на санях. Как видим, это действительно аэродинамический снаряд, способный развивать большую скорость при скатывании по наклонной поверхности, а именно более 140 км/ч. Иногда и автомобиль едет с более низкой скоростью.

Трасса для саней - тоже весьма примечательное сооружение. Подробнее об устройстве трассы для санного спорта можно прочитать в статье « », . Можно уверенно сказать, что это высокотехнологичное и сложная конструкция, которая должна быть в идеальном состоянии в течение всего времени, ведь скорости и нагрузки, которые испытывает спортсмен во время спуска по ледяному желобу, впечатляют. Перегрузка, которая возникает в момент наибольшего разгона, равняется 5G, то есть спортсмен ощущает, словно произошло увеличение веса тела в 5 раз. Это можно сопоставить со средней нагрузкой космонавта при тренировках.

В программу соревнований входя заезды мужчин и женщин, причем у мужчин есть одиночные и парные заезды, женщины выступают только соло. В Сочи-2014 в соревнования саночников впервые добавляется командная эстафета.

Длина трассы у них также разная, только мужской одиночный заезд совершается с самого верха трассы, а это около 1250 м ледяного желоба. Пары и женщины стартуют на 250 - 400 м ниже.

Стартуют саночники верхом на санях, для разгона отталкиваются от металлических ручек на старте, а затем помогают себе шипованными перчатками. Через несколько метров после старта, саночник принимает положение лежа, головой назад, его задача управлять санями так, чтобы двигаться с максимальной скоростью. Управление совершается с помощью минимального перемещения корпуса и движения ног спортсмена. Если приложить неверное усилие, на такой высокой скорости, можно опрокинуться, что очень опасно. Поэтому костюм саночника выдерживает большой коэффициент трения, а голову обязательно защищает шлем из фибергласса.

Вот такие «катания на саночках» теперь у профессиональных олимпийцев, среди которых традиционно сильны российские спортсмены, ведь на соревнований высокого уровня в санном спорте советскими и российскими спортсменами уже было завоевано 12 золотых, 14 серебряных и 13 бронзовых наград.

Пожелаем им удачи на предстоящей зимней Олимпиаде - 2014 в Сочи!

Тобогган – древние сани, которые изобрели и использовали североамериканские индейцы. Изначально они представляли из себя несколько сбитых между собой досок с загнутым передом (бампером). Длина тобоггана составляет около 3-4 метров, а ширина этих саней 30-40см. Несколько необычные размеры. В первую очередь, такие сани люди использовали для перевозки грузов по снежному покрову, а уже со временем начали пользоваться ими в удовольствие – спуски со снежных холмов.

Для проведения соревнований в этом виде спорта, сани пришлось модифицировать. В далеком 1923 году была создана Федерация бобслея и тобоггана . Но увы, последний не набрал большого количества зрительских симпатий. Спортивные мероприятия по тобоггану были вскоре прекращены. А основанная федерация оставила за собой лишь руководство бобслеем, при этом название осталось прежним, дабы сохранить историю.

Из всех санных видов спорта наиболее зрелищен и популярен бобслей . Он представляет собой спуск на большой скорости по оборудованной трассе на специальных управляемых санях, именуемых бобами .

Чемпионаты Мира и участие бобслея в Олимпиадах датируется 1924 годом. С тех пор менялось лишь количество наездников саней. Сейчас проводятся соревнования бобов-двоек либо бобов-четверок. Бобслей четверок состоит их пилота, брейкмана и двух разгоняющих, а управление на двойках производят пилот и разгоняющий.

Родителем скелетона считается тобогган. Первые сани для скелетона были созданы англичанином Чилдом, который изготовил их из металла. По конструкции они были похожи на скелет, скорее всего, отсюда и пошло название.

Соревнования по скелетону проводятся в два или четыре заезда, по сумме времени заездов определяется победитель. Спуск происходит на специальных санях по ледяному желобу. Спортсмен размещается на санях головой вперед (по направлению спуска). Управление: повороты, снижение скорости на виражах осуществляется специальными шипами на ботинках скелетониста.

Сани для скелетона состоят из утяжеленной рамы, спереди и сзади крепятся бамперы, которые демпфируют (глушат) удары об желоб трассы. Снизу крепятся два конька, а сверху ручки для возможности удерживания на санях скелетониста. Также нормируются размеры и вес саней. Расхождения в размерах допускается в следующих пределах: длина – 80-120см, ширина – 34-38см (шириной считается расстояние между коньками саней). Предельный вес саней для мужчин 43кг, для женщин – 35. Также суммарный вес спортсмена и скелетона не должен превышать 115 и 92кг для мужчин и женщин соответственно. Крепление балласта при необходимости разрешается. Нагревание коньков категорически запрещается и перед каждым стартом происходит проверка их температуры.

Первые состязания скелетонистов прошли на вторых Олимпийских Играх (1928г.). После этого спустя 20 лет, на 5-ой Зимней Олимпиаде спортсмены снова выступали в данном виде спорта. На этом триумф скелетона притих. И лишь спустя 54 года, на Играх в Солт-Лейк-Сити скелетон вновь вернулся на международную арену.

Натурбан в переводе с немецкого означает «естественная трасса». Относится данная дисциплина к санному спорту. Задача спортсмена – совершить спуск по естественной трассе за как можно меньший промежуток времени. Мужчины соревнуются в одиночном и парном катании, а женщины лишь на санях-одиночках.

Самыми первыми крупными соревнованиями по натурбану был Чемпионат Европы, впервые его провели в 1970 году. Вслед за ним ввели и Чемпионат Мира по данной дисциплине (1979). Организацией натурбана занимается Международная федерация санного спорта (FIL) , которая в 2000 году подала заявку на принятия натурбана в программу Олимпийских Игр. К сожалению, из-за небольшой популярности вне Европы и необходимости лишь естественной трассы (что ограничивает возможность проведения где угодно) этот санный спорт не стал Олимпийским.

В соответствии с правилами федерации санного спорта для трассы должны выполняться следующие требования:

Не допускается внедрения искусственного охлаждения;

Запрещаются экологически вредные добавки;

Все холмы и возвышенности трассы – только естественные, не допускается поднятие трассы.