Выполнение физических упражнений дает определенную нагрузку на организм спортсмена. Эта физическая нагрузка складывается из двух компонентов - объема и интенсивности.

Объем физической нагрузки – это суммарное количество выполнен­ных физических упражнений за единицу времени (занятие, неделя, месяц, год). Объем выражается в конкретных единицах: в километрах (циклические упражнения), в часах (ациклические упражнения).

Интенсивность физических упражнений – это суммарное коли­чество выполненной физической нагрузки с определенной скоростью, т.е. учитывается пройденный путь в единицу времени с определенной мощностью (силовые напряжения в единицу времени), с определенной плотностью занятий (величина времени в промежутках между отдельными упражнениями).

Объем и интенсивность довольно сложная методическая категория и в практической реализации требует обоснованной оценки при ее планировании и учете.

В тренировке гонщика большое внимание уделяется бегу и ходьбе. Для определения степени физической нагрузки в беге и ходьбе большое значение имеют кроме длины дистанции, времени-и интенсивности движений условия, в которых эти упражнения проводятся. При дозировании физической нагрузки в беге надо учитывать следующие условия: протяженность дистанции, пересеченность местности, состоя­ние грунта, направление движения, препятствия, силу и направление ветра, влажность и температуру воздуха.

Что касается передвижения на лыжах, то в его основе лежит сколь­жение, которое является величиной не постоянной, а переменной, зависящей от ряда объективных и субъективных причин (степени владения техникой, состояния тренированности, степени утомления, способа передвижения, профиля и характера местности, количества, качества и структуры снега, состояния лыжни, температуры и влажно­сти воздуха, направления и силы ветра, смазки лыж, конструкции и качества инвентаря, одежды и обуви, освещения и т.п.). Следова­тельно, пройдя дистанцию 10 км в тяжелых метеорологических условиях с плохим скольжением, можно получить большую нагрузку, чем преодолев 15 км дистанции при отличном скольжении.

В процессе занятий техника совершенствуется, повышается тренированность, приобретаются теоретические и тактические знания и в целом накапливается опыт спортсмена. Все это приводит к тому, что некоторые из этих причин со временем теряют свою значимость. Так, например, степень владения техникой, выбор способа передвижения, состояние тренированности, смазка лыж, конструкция и качество инвентаря, одежда и обувь для мастера-лыжника не имеют такого большого значения, как для начинающего лыжника.

Такие же причины, как количество, качество и структура снега, температура и влажность воздуха, направление и сила ветра, являются постоянно действующими, и с ними во всех случаях приходится считаться вне зависимости от квалификации. Поэтому при планирова­нии тренировки указывать время, за которое следует проходить ту или иную тренировочную дистанцию, не целесообразно, следует дозировать нагрузку временем работы с определенной интенсивностью, а кило­метраж может быть указан как условный показатель, который в день тренировочных занятий может быть изменен.

Такой способ регулирования нагрузки позволяет тренеру и лыжнику в процессе тренировки использовать разнообразную местность и доста­точно точно учитывать нагрузку независимо от погоды и условий скольжения. Дозирование нагрузки при тренировке лыжников измене­нием темпа и скорости очень неточно, так как и темп, и скорость в зна­чительной мере изменяются при разных условиях скольжения и при различной силе толчков ногами (лыжами) и руками (палками).

Скорость передвижения лыжника обусловливается частотой и длиной шагов. Длина шага зависит от силы отталкивания ногами и палками, а также от условий скольжения. Снижая усилие при толчке и сокращая длительность его, лыжник уменьшает скорость движения. Соответствующим увеличением силы толчка при одних и тех же темник движений и условиях скольжения лыжник может увеличить скорость.

Одной из задач в тренировке лыжников является установление наиболее рациональной длины шага и темпа движений. Можно изменять скорость, увеличивая длину шагов и уменьшая частоту их или уменьшая длину шагов и увеличивая их частоту. Лыжник должен выработать в процессе тренировки такую длину шагов и их частоту, чтобы обеспечить наиболее оптимальную скорость движения. В практике тренерской работы часто различную скорость напряжения при работе неверно определяют выражением «темп», «скорость», «ход». Эти выражения имеют определенное значение. «Темп» - частота шагов, т. е. количество шагов, сделанных в единицу времени. «Скорость» - путь, пройденный в единицу времени. Скорость равня­ется темпу, помноженному на длину шагов. Термин «ход» сейчас применяется как определение способа передвижения по равнинной местности, а не как обозначение скорости, движения. Правильнее всего обозначить деятельность лыжника степенью напряжения работающего организма - интенсивностью работы. Интенсивность деятельности организма удобнее всего определять по физиологическим показателям, и на их основании руководствоваться определенной градацией. Для установления удобной для использования в тренировке градации интенсивности необходимо исходить из главных физиологических показателей: ЧСС, потребление кислорода, кислородный долг, дыха­тельная вентиляция и дыхательный коэффициент.

Исследователями кафедры лыжного спорта ГЦОЛИФКа (Т. Раменская, Н. Корягин, Ю. Каюльсто и др.) установлены показатели для лыжников первого разряда:

ЧСС во время гонки находится в пределах 155-190 уд/мин, отклонения (до 35 ударов) зависят от рельефа местности, продолжи­тельности работы и условий скольжения. На подъемах ЧСС в среднем 180-190, на спусках - 155 и на равнине - 170 уд/мин. На дистанции 10 км - 175, на 15 км - 170, на 30 км - 165 уд/мин. Различие в усло­виях плохого и отличного скольжения в среднем составляет 15-20 уд/мин.

Потребление кислорода во время гонок находится при подъемах в пределах 87-93, на спусках - 69-79 и на равни­не - 75-82% от максимального потребления кислорода.

Кислородный долг во время гонок накапливается: на подъемах - 6, 20-7, на спусках - 4, 70-5 и на равнине - 5, 80-6. Необходимо также учесть, что на накопление кислородного долга влияют крутизна и длина подъема. С увеличением времени подъема с 1,5 до 3 мин. кислородный долг возрастает с 54-55 до 67-70% от максимального. После старта первые 2 мин. кислородный долг резко возрастает, но в дальнейшем его накопление замедляется. На финише у лыжников старших разрядов кислородный долг гораздо выше, чем у лыжников младших разрядов, в среднем он составляет 10,4 и 7,8 л.

Дыхательная вентиляция и дыхательный коэффициент в зависимости от интенсивности передвижения возрастают соответственно с 60 ±10 л (0,91 ±0,02) до 140 ±10 л (1,04 ±0,02).

Все эти физиологические процессы взаимно связаны, и увеличение одних показателей влечет за собой увеличение других, и это увеличение зависит от интенсивности работы. Необходимо знать, что повышение спортивной квалификации влияет на физиологические показатели; у мастеров спорта максимальное потребление кислорода достигает в среднем 5,20 л/мин, максимальный кислородный долг - 11,15 л/мин, а у спортсменов первого разряда соответственно 4,55 и 9,7 л/мин.

Разработана система оценок интенсивности работы лыжников-гонщиков, биатлонистов и двоеборцев. Условно выделено четыре стереотипа интенсивности. (Иногда выделяют и пятую степень интенсивности, промежуточную между сильной и предельной, - околопредельную).

Тренеру необходимо воспитать у спортсмена «чувство интенсивнос­ти». Для этого следует на первых же тренировках с небольшими пере­рывами для отдыха выполнять движения с различной интенсивностью. Это позволит тренирующимся лучше почувствовать разницу в дея­тельности организма (в частности, дыхание) при различной интенсив­ности работы. Следует обратить внимание тренирующихся на разницу в скорости движения. Повторять движения с разной интенсивностью следует несколько раз, ведя группу за собой, пока тренирующиеся не усвоят в достаточной мере изменения в деятельности организма (дыхание, темп движений) при резкой смене интенсивности работы.

Затем следует переходить к работе над закреплением ощущений интенсивности работы. По заданию тренера лыжник известный отрезок дистанции проходит с указанной интенсивностью. Тренер при этом следит за скоростью движения и самочувствием спортсмена.

В тесной связи с объемом и интенсивностью находится дозирование нагрузки в одном занятии. Оптимальная нагрузка имеет решающее значение для постоянного повышения работоспособности и постепенно­го достижения спортивной формы. При этом всегда следует учитывать объем и интенсивность предыдущего занятия и длительность отдыха, а также индивидуальные данные спортсменов. Лучше усваивать 2-3 степени интенсивности одновременно, так как при этом лыжник лучше сопоставляет деятельность организма и лучше усваивает разницу. Сначала следует закрепить ощущение «слабой», «средней» и «сильной» интенсивности работы, а затем за несколько занятий до проведения тренировок повторным методом переходить к усвоению ощущения «предельной» интенсивности. Усвоив ощущение разной интенсивности работы, лыжник, совершенствуясь и развиваясь в процессе тренировки, сохраняет эти ощущения. С расширением функциональных возможнос­тей организма и по мере совершенствования двигательных навыков соответственно повышается деятельность организма при работе с различной интенсивностью. Самое важное - ощущение разницы в дея­тельности организма при различной интенсивности остается не­изменным, более того, закрепляется. Одновременно с развитием ощущения степени интенсивности у лыжников воспитывается «чувство скорости». После того, как тренирующиеся достаточно твердо усвоят разные степени интенсивности работы на равнинной местности, следует закреплять это ощущение на дистанции, включающей подъемы.

Лучшим контролером усвоения ощущений интенсивностей является соревнование. Всю дистанцию соревнований лыжник проходит с «силь­ной» интенсивностью, отдельные участки дистанции (подъемы, обход участников, финиш) - с «предельной» интенсивностью. В процессе соревнований лыжник и тренер могут проследить за деятельностью организма и скоростью движения. Ощущение «сильной» и «пре­дельной» интенсивности хорошо воспитывается в соревнованиях.

Понятие «физическая нагрузка» отображает очевидный факт, что выполнение любого упражнения связано с переходом энергообеспечения жизнедеятельности организма человека на более высокий, чем в состоянии покоя, уровень.

Пример:

Если взять величину энергообеспечения в положении лёжа за «1», то уже медленная ходьба со скоростью 3 км/ч вызовет увеличение обмена веществ в 3 раза, а бег с околопредельной скоростью и подобные ему упражнения – в 10 и более раз.

Таким образом, выполнение физических упражнений требует более высоких, относительно состояния покоя, энергозатрат. Та разность, которая возникает в энергозатратах между состоянием двигательной активности (пр., ходьба, бег) и состоянием покоя, характеризует физическую нагрузку .

Более доступно, но менее точно можно судить о величине физической нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты и глубины дыхания, минутного и ударного объёмов сердца, кровяного давления и т.п.

Таким образом:

– это двигательная активность человека, которая сопровождается повышенным, относительно состояния покоя, уровнем функционирования организма.

Различают внешнюю и внутреннюю стороны нагрузки :

· К внешней стороне нагрузки относятся интенсивность, с которой выполняется физическое упражнение, её объём.

Интенсивность физической нагрузки характеризует силу воздействия конкретного упражнения на организм человека. Одним из показателей интенсивности нагрузки является плотность воздействия серии упражнений. Так, чем за меньшее время будет выполнена определённая серия упражнений, тем выше по плотности воздействия будет нагрузка.

Пример:

При выполнении одних и тех же упражнений в разных занятиях за разное время общая величина нагрузки по плотности будет разной.

Обобщённым показателем интенсивности физической нагрузки являются энергетические затраты на её выполнение за единицу времени (измеряются в калориях в минуту).

Пример:

А) при ходьбе без отягощения со скоростью 2 км/ч сжигается 1,2 ккал/мин, со скоростью 7 км/ч – уже 5,4 ккал/мин;

Б) при беге со скоростью 9 км/ч сжигается 8,1 ккал/мин, со скоростью 16 км/ч – уже 14,3 ккал/мин;

В) в процессе плавания сжигается 11 ккал/мин.

Объём нагрузки определяется показателями продолжительности отдельного физического упражнения, серии упражнений, а также общего количества упражнений в определённой части занятия, в целом занятии или в серии занятий.

Объём нагрузки в циклических упражнениях определяется в единицах длины и времени: например, кросс на дистанцию 10 км или плавание продолжительностью 30 мин.

В силовой тренировке объём нагрузки определяется количеством повторений и общей массой поднятых отягощений.

В прыжках, метаниях – количеством повторений.

В спортивных играх, единоборствах – суммарным временем двигательной активности.

· Внутренняя сторона нагрузки определяется теми функциональными изменениями, которые происходят в организме вследствие влияния внешних сторон нагрузки (интенсивности, объёма и т.п.).

Одинаковая нагрузка на организм разных людей оказывает разное воздействие. Более того, даже один и тот же человек в зависимости от уровня тренированности, эмоционального состояния, условий окружающей среды (пр., температура, влажность и давление воздуха, ветер) будет по-разному реагировать на одни и те же внешние параметры нагрузки. В повседневной практике величину внутренней нагрузки можно оценивать по показателям усталости , а также по характеру и продолжительности восстановления в интервалах отдыха между упражнениями. Для этого используют следующие показатели:

Показатели ЧСС во время упражнений и в интервалах отдыха;

Интенсивность потовыделения;

Цвет кожи;

Качество выполнения движений;

Способность к сосредоточению;

Общее самочувствие человека;

Психоэмоциональное состояние человека;

Готовность продолжать занятие.

В зависимости от степени проявления этих показателей различают умеренные, большие и максимальные нагрузки.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в теорию физической культуры

Введение в теорию физической культуры.. план.. определение понятия культура понятие культура физическая и е связь с общей культурой..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Виды физической культуры
До недавнего времени выделяли семь видов физической культуры: физическое воспитание, спорт, профессионально-прикладную физическую культуру, физическую рекреацию, двигательную реабилитацию, фоновую

Влияние физических упражнений на организм человека
Необходимым условием эффективности физических упражнений для человека является многократность их повторения (наличие двигательной деятельности). При выполнении отдельно взятого физического упражнен

Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
Физические упражнения оказывают на человека многостороннее и глубокое воздействие. При выполнении физических упражнений в организме занимающихся совершается целый ряд физиологических, психических,

Естественные силы природы и гигиенические факторы
Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности. В физической культуре е

Этапы развития теории физической культуры
Каждая вновь возникающая наука начинает своё развитие с накопления фактического материала, описания и классификации явлений. На более высоком уровне знаний, когда накоплен достаточный материал, нау

Функции и принципы физической культуры как социального явления
Физической культуре как органическому виду культуры общества присущи три категории функций: общекультурные, специфические, частные. К общекультурным функциям можно

Общая характеристика физических качеств
ПЛАН: 1. Понятие о физических качествах 2. Общая характеристика силы 2.1. Разновидности силы 2.2. Режимы работы мышц 2.3. Факторы, обус

Понятие о физических качествах
В процессе формирования физической культуры человека происходит не только приобретение двигательных умений и связанных с ними знаний, но и развитие физических качеств. В специальной литера

Разновидности силы
Любые двигательные действия человека – это результат согласованной деятельности центральной нервной системы (ЦНС) и периферических отделов двигательного аппарата, в частности – скелетно-мышечной си

Режимы работы мышц
При выполнении двигательных действий мышцы человека выполняют четыре основные разновидности работы: удерживающую, преодолевающую, уступающую, комбинированную. · Удержив

Возрастная динамика естественного развития силы
Прогрессивное естественное развитие силы человека происходит до 25-30-летнего возраста. При этом одни возрастные периоды характеризуются низкими темпами развития силы, другие – высокими (

Средства развития силы
В качестве основных средств развития силы применяются такие физические упражнения, выполнение которых требует большего напряжения мышц, чем в обычных условиях их функционирования. Эти упражнения на

Разновидности быстроты
В процессе двигательной деятельности, как бытовой, так и профессиональной, современный человек постоянно сталкивается с необходимостью быстро и адекватно реагировать на ожидаемые или внезапно возни

Средства развития быстроты
В связи с тем, что в ряде случаев скорость движения зависит не только от уровня развития быстроты, но и от уровня развития силы, выносливости, гибкости, а также от сформированности техники движения

Понятие об утомлении, разновидности выносливости
Люди обладают неодинаковыми способностями к выполнению работы различной длительности и интенсивности. Так, одни могут с успехом выполнять работу высокой интенсивности, но испытывают затруднения, вы

Возрастная динамика естественного развития выносливости
Выносливость подобно другим физическим качествам имеет неравномерный характер естественного развития. У мальчиков: Общая выносливость имеет высокие

Средства развития выносливости
Общее требование к упражнениям на развитие выносливости – это преодоление утомления в ходе их выполнения. При условии регулярных и достаточно продолжительных физических нагрузок повышение ра

Разновидности координации
Слово «координация» от латинского – согласование, сочетание, приведение в порядок. Относительно двигательной деятельности человека этот термин употребляется для определения степени согласова

Средства развития координации
Для развития координации применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию и упорядочиванию движений. Они должны соответствовать следующим условиям: - иметь необхо

Разновидности гибкости
В повседневной жизни, профессиональной, воинской, спортивной деятельности людям приходится выполнять разнообразные двигательные действия, одни из которых требуют незначительной амплитуды движений в

Факторы, обуславливающие проявление гибкости
Подвижность опорно-двигательного аппарата обуславливается: - строением суставов: их формой, толщиной суставного хряща, длиной суставных поверхностей, наличием костных выступов; -

Возрастная динамика естественного развития гибкости
Естественным путём гибкость улучшается до 14-15 лет. Однако в разных суставах она имеет разную динамику развития. Амплитуда движений в тазобедренных суставах имеет наиболе

Средства развития гибкости
Для развития гибкости используются упражнения с увеличенной амплитудой движений – так называемые упражнения в растягивании. Эти упражнения применяются для того, чтобы оказать воздействие главным об

Основы обучения двигательным действиям
Обучение двигательным действиям является одним из познавательных видов деятельности человека. Движения живого биологического объекта всегда связаны с решением конкретной задачи, осознанным и активн

Общая характеристика двигательного умения
Умение выполнять то или иное двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: - минимума основных знаний о технике действия; - наличия двигательного опыта;

Общая характеристика двигательного навыка
Для двигательного навыка характерно выполнение движения со значительно меньшим контролем сознания за деталями техники. Сознание направлено, главным образом, на узловые компоненты действия, воспр

Понятие об умениях высшего порядка
На основе ранее усвоенных знаний и навыков формируются двигательные умения высшего порядка. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ ВЫСШЕГО ПОРЯДКА – это такой уровень

Взаимодействие двигательных навыков
Формирование одних двигательных навыков может оказывать определённое влияние на усвоение других навыков. Это явление получило название перенос навыков. В частности,

Основы формирования двигательных навыков
Формирование двигательных умений и навыков подчиняется определённым закономерностям. Овладение тем или иным двигательным действием осуществляется в следующей методической последова

Понятие об отдыхе между физическими нагрузками
В результате физической нагрузки человек начинает чувствовать усталость. Это физиологическое состояние называется утомлением. Оно представляет собой защитную реакцию орга

Механизмы энергообеспечения организма человека при мышечной работе
Любая мышечная деятельность сопряжена с использованием энергии, непосредственным источником которой является АТФ (аденозинтрифосфорная кислота). АТФ называют униве

Энергообеспечение сердца при мышечной работе
Для нормально функционирующего сердца необходимы непрерывный приток кислорода и питательных веществ, а также выведение продуктов распада. Энергообеспечение клеток сердца осуществляется за счёт а

Определение оптимальной физической нагрузки
При выполнении физических упражнений происходит определенная нагрузка на организм человека, которая вызывает активную реакцию со стороны функциональных систем. Для определения степени напряженности

Спортивная подготовка
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА (тренировка) – это целенаправленный учебный процесс подготовки спортсмена для достижения конкретных спортивных результатов. В настоящее время принято различать спорт

Профессионально-прикладная физическая подготовка
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – процесс развития и совершенствования профессионально важных физических способностей и психических качеств, а также повышение общей и неспецифическ

Показатели физического развития
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни. Термин «физическое развитие» употребляется

Оценка функциональной тренированности
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВАННОСТЬ – состояние систем организма (костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и др.) и их реакция на физическую нагрузку. При изучении функциональ

Субъективные показатели самоконтроля
К субъективным показателям самоконтроля относятся: · Настроение Настроение является существенным показателем, отражающим психическое состояние занимающихся. Настро

Объективные показатели самоконтроля
К объективным показателям самоконтроля относятся: · Частота пульса (ЧСС) Частота сердечных сокращений свидетельствует о величине нагрузки: 100-130 уд/мин – небольш

Общая характеристика валеологии как научной и учебной дисциплины
Еще в самом начале нашей эры Клавдий Гален писал: «Солнце освещает успехи врачей, Земля закапывает их ошибки». Хотя сегодня «солнца» стало больше, но все же «земли» еще достаточно много (Давиден

Образ жизни и здоровье
ОБРАЗ ЖИЗНИ – одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирующих представление об определённом виде (типе) жизнедеятельности человека. Образ жизни характеризуется особенностями повсе

Двигательная активность и здоровье
Здоровье человека определяется множеством влияний как внешних, так и внутренних. Среди них есть такие, которые целиком зависят от воли и настойчивости самого человека. Самым эффективным из их числа

Понятие о методах восстановления
(по Е.С. Григоровичу, В.А. Переверзеву, 2008) Методы восстановления имеют большое значение для укрепления здоровья человека и поддержания высокого уровня его работоспособности. О

Физическая культура в различные периоды
ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ПЛАН: 1. Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста 1.1. Возрастная периодизация детей до

Возрастная периодизация детей дошкольного возраста
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ – важный период физического развития, формирования двигательной функции и становления личности человека. Он отличается, с одной стороны, интенсивным ростом и развитием детского о

Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте очень важно своевременно и эффективно стимулировать нормальное протекание естественного процесса физического развития, повышать жизнеспособность и сопротивляемость организма н

Средства физического воспитания и формы физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста
Основными средствами физического воспитания детей до года являются массаж, гимнастика, закаливание, плавание; детей от года до 3-х лет – утренняя и гигиенич

Типичные возрастные особенности развития организма человека в период обучения в школе
К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6-7 до 17-18 лет. В соответствии с существующей системой общего образования, этот возрастной период подразделяется на 3 этапа: м

Значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста
В настоящее время сложилась научно обоснованная система физического воспитания, рассчитанная на приобщение к физической культуре всего подрастающего поколения. Основа этой системы –

Формы физкультурных занятий с детьми школьного возраста
Физическая культура детей школьного возраста осуществляется в трёх сферах: - в учебных заведениях, составляющих систему среднего образования; - в организациях, осуществляющих внеш

Возрастные особенности различных периодов жизни взрослого человека
Согласно возрастной классификации у взрослых людей выделяют четыре периода: зрелый возраст (делится на два периода), пожилой возраст, старший возраст, долгожители. I – перв

Роль физической культуры в жизни взрослого человека
Установлено, что увядание организма, в первую очередь, обусловлено отсутствием необходимой физической нагрузки, а не прожитыми годами. Поэтому самым мощным и надёжным средством прот

Виды физкультурно-оздоровительных занятий взрослых
Среди взрослых культивируются все виды физической культуры: физическое воспитание, профессионально-прикладная физическая культура, физическая рекреация, двигательная реабилит

Март 22, 2016

Здоровый образ жизни - девиз сегодняшнего дня. Правильное питание, спортивные нагрузки способны помочь убрать лишние килограммы, снять напряжение, связанное со стрессом, укрепить нервную систему и организм в целом.

Что такое спортивные нагрузки и зачем они нужны

– это комплекс физических упражнений разной интенсивности, объёма и сложности. Во время занятий в работу включаются все системы организма человека.

Спортивные занятия способствуют:

  • улучшению функционирования нервной системы;
  • восстановлению работы сердца, дыхания;
  • увеличению объёма крови;
  • развитию мышечной массы;
  • снижению лишнего веса.

Комплексы физических упражнений адаптированы к любой возрастной группе, что помогает раскрыть физические способности, улучшить общее состояние здоровья.

Все физические нагрузки подразделяются на:

  • Кардиотренировки или аэробные упражнения. Примерами могут служить бег, плавание, быстрая ходьба, активные игры, велогонки, лыжи;
  • способствуют развитию мышечного рельефа, проработке отдельных групп мышц. Бодибилдинг, тяжёлая атлетика, метание ядра, футбол и другие виды спорта невозможно представить без силового тренинга;
  • помогают растянуть мышцы, что позволяет обрести гибкость и улучшить состояние суставов. Основными видами нагрузок, связанных с растяжкой, являются йога и пилатес .

Кардиотренировки улучшают сердечно-сосудистую и дыхательную системы, снижают вес. За счёт активной работы лёгкие насыщаются кислородом, снижается холестерин, уменьшается общая масса тела. Сочетание кардио и силовых нагрузок способно улучшить рельефность мышц и подтянуть всё тело. Самыми эффективными кардиоупражнениями станут:

  • бег,
  • трекинг,
  • плавание,
  • велосипедный спорт,
  • занятия на кардиотренажёрах.

ПОЛЬЗА КАРДИОТРЕНИРОВОК

К плюсам кардионагрузок можно отнести быстрое снижение массы тела, укрепление СС системы, всех мышц, улучшение обменных процессов.

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

Некоторые виды кардиотренировок приводят к усиленной нагрузке на суставы и связки. Интенсивные занятия не рекомендуются людям с заболеваниями сердца, при сахарном диабете, онкологии и ряде других заболеваний.

Силовые тренировки необходимы для:

  • тяжёлой атлетики,
  • гиревого спорта,
  • бодибилдинга (наращивание мышечной массы),
  • армреслинга (длительная средне-интенсивная нагрузка)
  • и других.

ПОЛЬЗА СИЛОВЫХ НАГРУЗОК

Плюсы силовых тренировок заключаются в развитии силы, формировании мышечной массы, корректировки контуров фигуры. В сочетании с аэробными нагрузками дают потрясающий результат.

ВРЕД СИЛОВЫХ ТРЕНИРОВОК

Прежде чем заниматься силовыми упражнениями, следует проверить состояние позвоночника. Не рекомендуется заниматься, если обнаружен остеохондроз, сколиоз. Гипертоническая болезнь тоже является противопоказанием к занятиям силовым тренингом.

Упражнения направлены на развитие гибкости, подвижности суставов и связок. Растяжки необходимы для занятия:

  • гимнастикой,
  • синхронным плаванием,
  • акробатикой,
  • балетом,
  • танцами,
  • боевыми искусствами.

ПОЛЬЗА РАСТЯЖКИ

Лучше делать после силовых или кардионагрузок. Это повысит эффективность проведённых занятий. Во время растяжки улучшается эластичность тканей, позвоночник становится подвижным.

ВРЕД РАСТЯЖКИ

Упражнениями на растяжку запрещено заниматься после перенесённых травм, в период обострения воспалительных процессов в суставах, при любых травмах и заболеваниях позвоночника. Если во время упражнения появилась острая боль, его надо немедленно прекратить и обратиться к доктору.

Прежде всего, надо поставить себе цель, определиться, чего вы хотите добиться, занимаясь физическими нагрузками.

Если необходимо увеличить мышечную массу или сбросить лишний вес, то первые занятия необходимо проводить с тренером. Он подберёт и рассчитает спортивную нагрузку для тренировки.

НАГРУЗКА И ОТДЫХ КАК ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ КОМПОНЕНТЫ

ЛЕКЦИЯ 4

ВЫПОЛНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

ПЛАН:

1. Понятие о физической нагрузке

2. Понятие об отдыхе между физическими нагрузками

3. Энергообеспечение организма человека при мышечной работе

3.1. Механизмы энергообеспечения организма человека при мышечной работе

3.2. Энергообеспечение сердца при мышечной работе

4. Определение оптимальной физической нагрузки

отображает очевидный факт, что выполнение любого упражнения связано с переходом энергообеспечения жизнедеятельности организма человека на более высокий, чем в состоянии покоя, уровень.

Пример :

Если взять величину энергообеспечения в положении лёжа за «1», то уже медленная ходьба со скоростью 3 км/ч вызовет увеличение обмена веществ в 3 раза, а бег с околопредельной скоростью и подобные ему упражнения - в 10 и более раз.

Таким образом , выполнение физических упражнений требует более высоких, относительно состояния покоя, энергозатрат. Та разность, которая возникает в энергозатратах между состоянием двигательной активности (пр., ходьба, бег) и состоянием покоя, характеризует физическую нагрузку .

Более доступно, но менее точно можно судить о величине физической нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты и глубины дыхания, минутного и ударного объёмов сердца, кровяного давления и т.п.

Таким образом:

- это двигательная активность человека, которая сопровождается повышенным, относительно состояния покоя, уровнем функционирования организма.

Различают внешнюю и внутреннюю стороны нагрузки :

· К внешней стороне нагрузки относятся интенсивность, с которой выполняется физическое упражнение, её объём.

Интенсивность физической нагрузки характеризует силу воздействия конкретного упражнения на организм человека. Одним из показателей интенсивности нагрузки является плотность воздействия серии упражнений. Так, чем за меньшее время будет выполнена определённая серия упражнений, тем выше по плотности воздействия будет нагрузка.

Пример :

При выполнении одних и тех же упражнений в разных занятиях за разное время общая величина нагрузки по плотности будет разной.

Обобщённым показателем интенсивности физической нагрузки являются энергетические затраты на её выполнение за единицу времени (измеряются в калориях в минуту).

Пример :

А) при ходьбе без отягощения со скоростью 2 км/ч сжигается 1,2 ккал/мин, со скоростью 7 км/ч - уже 5,4 ккал/мин;

Б) при беге со скоростью 9 км/ч сжигается 8,1 ккал/мин, со скоростью 16 км/ч - уже 14,3 ккал/мин;

В) в процессе плавания сжигается 11 ккал/мин.


Объём нагрузки определяется показателями продолжительности отдельного физического упражнения, серии упражнений, а также общего количества упражнений в определённой части занятия, в целом занятии или в серии занятий.

Объём нагрузки в циклических упражнениях определяется в единицах длины и времени: например, кросс на дистанцию 10 км или плавание продолжительностью 30 мин.

В силовой тренировке объём нагрузки определяется количеством повторений и общей массой поднятых отягощений.

В прыжках, метаниях - количеством повторений.

В спортивных играх, единоборствах - суммарным временем двигательной активности.

· Внутренняя сторона нагрузки определяется теми функциональными изменениями, которые происходят в организме вследствие влияния внешних сторон нагрузки (интенсивности, объёма и т.п.).

на организм разных людей оказывает разное воздействие. Более того, даже один и тот же человек в зависимости от уровня тренированности, эмоционального состояния, условий окружающей среды (пр., температура, влажность и давление воздуха, ветер) будет по-разному реагировать на одни и те же внешние параметры нагрузки. В повседневной практике величину внутренней нагрузки можно оценивать по показателям усталости , а также по характеру и продолжительности восстановления в интервалах отдыха между упражнениями.

Для этого используют следующие показатели:

Показатели ЧСС во время упражнений и в интервалах отдыха;

Интенсивность потовыделения;

Цвет кожи;

Качество выполнения движений;

Способность к сосредоточению;

Общее самочувствие человека;

Психоэмоциональное состояние человека;

Готовность продолжать занятие.

В зависимости от степени проявления этих показателей различают умеренные, большие и максимальные нагрузки.

В любой классификации предполагается, что каждое упражнение обладает относительно постоянными признаками, в том числе и по эффекту воздействия. Однако конкретный эффект любого упражнения зависит не только от свойств, присущих самому упражнению, но и от ряда условий его выполнения. Каждое упражнение надо рассматривать в единстве с методикой и другими существенными условиями его применения.

В числе понятий, существенных для характеристики средств и методов физической подготовки, одним из основных является «нагрузка».

- это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения, а также степень переносимых при этом трудностей.

Показателями нагрузки при выполнении физических упражнений являются, с одной стороны, величины, характеризующие совершаемую работу в ее внешне выраженных размерах (продолжительность упражнения, количество работы в механическом смысле, преодолеваемое расстояние, скорость движения и т.п.); с другой - величины функциональных сдвигов в организме, вызываемых упражнением (степень увеличения частоты сердечных сокращений, легочной вентиляции, потребления кислорода, ударного и минутного объема крови и т.д.). Первые относятся к «внешней» стороне нагрузки, вторые к «внутренней». И те, и другие показатели важны для оценки и направленного регулирования нагрузок в процессе физической подготовки.(Рис.1.)

Рис…. Структурная схема признаков физической нагрузки

Между внешней и внутренней сторонами нагрузки, при относительно одинаковом исходном состоянии организма, существует определенная соразмерность: одни и те же по внешним параметрам нагрузки связаны практически с одними и теми же величинами функциональных сдвигов; чем больше нагрузки по своим внешним параметрам, тем значительнее функциональные сдвиги в организме. По мере увеличения работоспособности в результате систематических упражнений нагрузка одна и та же с внешней стороны становится постепенно все меньшей с внутренней стороны, поскольку происходит адаптация к ней.

Существенными понятиями характеризующими физическую нагрузку являются - объем и интенсивность. Объем не что иное как внешние признаки нагрузки, а интенсивность - внутренние.

Соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физических упражнений характеризуется обратнопропорциональной зависимостью: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объем.(Рис.2.)

Данная зависимость между объемом и интенсивностью послужила основанием для классификации упражнений по зонам мощности (Таблица 2).



Характеристика силовых упражнений различной относительной мощности

Скорость бега, м./с Отягощение, % к макс.

Время бега Число повторений

Рис… Соотношение параметров объема и интенсивности в отдельных упражнениях

Внешние признаки физической нагрузки достаточно точно могут быть измерены объективными показателями выполненной работы (м; км; кг; к-во повторений; время работы и т.п.), однако достаточно сложно, в прямую, говорить о внутренних признаках, так как физиологические процессы сложны и многообразны. Наиболее часто используемым показателем интенсивности нагрузки является измерение динамики частоты сердечных сокращений (ЧСС; пульс). Классификация данного показателя представлена в Таблице 3.

Осуществляя контроль за физической нагрузкой по степени ее интенсивности, по методу контроля по ЧСС, следует помнить, что применение высоких и максимальных нагрузок возможно только после достаточного количества тренировок со слабыми и средними нагрузками.

Так как процесс физической подготовки в органах налоговой полиции затрагивает различные возрастные категории, следует очень четко уяснить, что предлагаемая схема контроля и использования интенсивности физической нагрузки рассчитана на людей без отклонений в состоянии здоровья и в возрасте до 30 лет. Для того, что бы рассчитать предельно допустимые нормы использования нагрузок следует руководствоваться формулой:

где: ИН - максимальная интенсивность нагрузки;

В - возраст занимающегося в годах..

Для оценки внутренних признаков физической нагрузки возможно использование и субъективных критериев часто используемых в практике занятий (Таблица 4).

Примерная классификация нагрузок по признакам утомления

Признаки
Изменение цвета кожи Легкое покраснение Сильное покраснение Очень сильное покраснение или необычная бледность
Потоотделение Легкое или среднее Сильное, преимущественно выше пояса Очень сильное по всему телу
Качество выполнения движений Уверенное Незначительное увеличение числа ошибок Существенное нарушение координации движений, резкое ухудшение точности
Степень нагрузки - степень утомления
Сосредоточенность внимания Нормальная устойчивость без признаков возбудимости Постепенное смещение внимания, ухудшение дифференцировки в сложных заданиях Существенное ухудшение функций внимания, рассеянность
Настроение Приподнятое, оживленное, радостное В целом позитивные эмоции, к концу нарастание тяжести работы Обостряются негативные эмоции, подавленное настроение

Целесообразное использование нагрузок в процессе физической подготовки непрерывно связано с нормированием и направленным регулированием интервалов отдыха между упражнениями, их повторениями и занятиями в целом. Данные показатели будут рассмотрены в других лекциях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящий курс лекций разработан на основе требований к Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по дисциплине Физическая подготовка. Изложение материала построено на реализации главного дидактического принципа активности и сознательности обучения, имеет главной целью на основе полученных знаний сформировать активное и осознанное отношение к занятиям физическими упражнениями, сформировать потребность к систематическим занятия в данной сфере, пробудить интерес к формированию потребности здорового образа жизни.